Такой должна быть новая мечеть в Симферополе (проект Идриса и Эмиля Юнусовых).
Проект Идриса и Эмиля Юнусовых с сайта www.archiportal.crimea.ua
Отношения между мусульманами и христианами Крыма могут обостриться. Повод – случившийся в ночь на субботу поджог на месте строительства соборной мечети Джума-Джами в Симферополе. В Киеве считают, что речь идет о хулиганстве, в Крыму говорят о преступлении на национальной и религиозной почве.
Зампредседателя Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров рассказал, что 1 декабря примерно в пять утра ему позвонили охранники стройки, чтобы сообщить о поджоге. Как выяснилось позже, неизвестные бросили пять бутылок с зажигательной смесью в строительные вагончики.
Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции собрали улики и сняли отпечатки пальцев. Возбуждено уголовное дело и начато расследование.
«К сожалению, подобное в Крыму происходит регулярно. Одни сносят христианские поклонные кресты, другие оскверняют надгробия на мусульманских кладбищах. Важно отметить, что в целом в обществе нет противостояния по национальному или религиозному признаку. А преступления, совершаемые отдельными радикальными группами или вообще какими-то пьяными отморозками, носят бытовой характер», – сказал «НГ» политтехнолог, директор компании Berta Communications Тарас Березовец. Он предположил, что нападавшие на мечеть, которая должна стать центром исламского мира Украины, случайно выбрали место очередной атаки.
Если же говорить о возможности спланированной акции, то следует учитывать, что как раз сейчас решается вопрос о возвращении в Киев нынешнего премьер-министра автономии Анатолия Могилева, который ранее возглавлял МВД Украины, отметил Березовец. «В Киеве обсуждается возможность нового назначения Могилева – или в администрацию президента, или даже на пост вице-премьера украинского правительства. Спровоцировать сейчас конфликт с крымскими татарами – это значит нанести удар по репутации премьер-министра Крыма», – пояснил эксперт.
Крымские собеседники «НГ» сомневаются, что такое возможно. Они напоминают, что в минувшие выходные президент Украины наградил премьер-министра Крыма орденом «За заслуги». Могилев, как и его предшественник, покойный Василий Джарты, жестко удерживает полуостров под контролем центральной власти. Об этом свидетельствуют результаты состоявшихся в октябре парламентских выборов, на которых Крым в унисон с Донбассом отдал большинство голосов правящей Партии регионов.
Команда Януковича в полной мере контролирует ситуацию в автономии, сказал «НГ» крымский политолог Андрей Мальгин. Он считает нападение на место строительства Соборной мечети хулиганской выходкой. «Даже в 2006–2008 годах, когда в Крыму был пик противостояния между крымскими татарами и местными жителями других национальностей, речь не шла о конфликтах на национальной или религиозной почве. Ситуация тогда обострилась исключительно из-за земельных вопросов. Кстати, проблема строительства Соборной мечети, затянувшаяся на семь лет, тоже была связана с тем, что власть не хотела потакать земельным самозахватам», – сказал эксперт.
Крымские татары добивались разрешения на строительство своей главной мечети с момента возвращения на родину. Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2004 году: горсовет Симферополя принял решение о передаче земельного участка на улице Ялтинская под строительство Джума-Джами. Но чуть позже депутаты отменили голосование, и с этого момента начались судебные тяжбы между мусульманами Крыма и местной властью.
Конфликт разрешился только после победы на президентских выборах Виктора Януковича, который назначил руководителем Крыма Василия Джарты. В середине февраля 2011 года горсовет Симферополя прекратил судебные споры, предоставив Духовному управлению мусульман Крыма разрешение на разработку проекта землеустройства на земельном участке площадью 2,7 га по улице Ялтинская – для строительства Соборной мечети. Через две недели горсовет передал участок в постоянное пользование застройщикам, а 3 марта прошлого года мусульмане торжественно заложили первый камень на месте строительства. «Теперь на выделенном земельном участке нам предстоит построить прекрасную мечеть, которая должна стать украшением и символом административного центра Крыма. Она должна стать главной объединяющей мечетью не только Крыма, но и всей Украины», – сказал в тот день глава Меджлиса Мустафа Джемилев.
Более года длился подготовительный этап: выбор проекта, фирм-подрядчиков и поиск спонсоров. «Работа предстоит большая. Мы думали сначала, что строительство обойдется в 8–9 миллионов долларов. Но проект, который мы избрали, тянет не менее чем на 25–30 миллионов», – сказал Джемилев около года назад. Представители крымско-татарской общины отмечают, что финансовую помощь украинским мусульманам готовы были оказать богатые люди из Турции и Азербайджана. Совсем недавно строительство началось, и почти сразу же было совершено нападение.
«Это преступление является провокацией определенных сил, которые не хотят стабильности и мирного сосуществования на территории нашего полуострова. Предпринимаются постоянные попытки спровоцировать напряженные и конфликтные ситуации в Крыму. Постоянные глумления над мусульманскими могилами, покушение на святыни мусульман являются доказательством этого», – заявило по этому поводу Духовное управление мусульман Крыма. Организация призвала правоохранительные органы найти виновных, а местных жителей – не поддаваться на провокации. «Каждый должен знать, что Крым – это наш общий дом, и должен чувствовать ответственность за будущее полуострова», – сказано в заявлении.
Политолог Андрей Мальгин считает, что предостережения не напрасны: «На фоне экономического кризиса, который переживает Украина, обостряются противоречия в обществе, нарастают радикальные настроения. Это приводит к проявлениям ксенофобии, расовой и национальной нетерпимости». Эксперт считает, что угрозы масштабного конфликта не существует.
Правозащитники говорят о другом: отдельные проявления постепенно воспринимаются как норма, что приводит к росту числа подобных инцидентов. «То, что часто начинается как мягкое выражение нетерпимости, может развиться в дискриминацию, ненависть, языковую и физическую агрессию и преступления на этой почве. Все это представляет серьезную угрозу для общей атмосферы в обществе и препятствует интеграции беженцев и мигрантов», – сказал летом заместитель регионального представителя УВКБ ООН в Беларуси, Молдове и Украине Ванно Нупеч.
Слова эксперта подтверждаются статистикой преступлений на национальной почве, которую в Украине ведет сотрудничающая с ООН организация «Инициатива разнообразия», а также данными украинских правозащитников. По данным Конгресса национальных общин, рост числа преступлений на почве национальной или религиозной нетерпимости наблюдался с 2006 года, когда было зарегистрировано 14 случаев, из них два убийства. На следующий год – 94 преступления. В 2010-м был зафиксирован спад агрессии – шесть случаев, но с прошлого года ситуация ухудшилась.
Полгода назад Харьковская правозащитная группа опубликовала отчет «Преступления на почве ненависти». Выяснилось, что с апреля прошлого года по апрель нынешнего участилось число нападений на иностранцев вообще и на мусульман в частности. Крым в документе был назван территорией, где уровень агрессивной ксенофобии является самым высоким в Украине. Но точные показатели уровня преступности на национальной или религиозной почве неизвестны, поскольку милиция зачастую квалифицирует такие случаи, как хулиганство.
Эксперты в Крыму отмечают, что представители всех народов, населяющих полуостров, привыкли к соседству и настроены миролюбиво и дружелюбно. «Это курортная зона. Никто не хочет конфликтов, каждый понимает: от того, будет ли здесь спокойно и мирно, приедут ли туристы, зависит уровень жизни его семьи – русской, украинской, крымско-татарской», – пояснил «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он добавил, что крымские татары являются, возможно, самым спокойным и трудолюбивым народом во всем исламском мире, а поэтому с ними легко уживаются представители других национальностей.
Но сами крымские татары говорят, что страдают из-за собственной толерантности и долготерпения. Комментируя данные Харьковской правозащитной группы, Мустафа Джемилев ранее отметил, что попустительство местных властей и правоохранительных органов, закрывающих глаза на случаи ксенофобии и исламофобии, равносильно дискриминации крымских татар. Решение проблемы лидер Меджлиса видит в интеграции своего народа в органы власти в Крыму: «Если крымские татары составляют 13% населения, а в органах власти их только 3%, то те, кто нас не любит, чувствуют себя уверенно и творят беззаконие». В среде крымских татар уже появились радикальные организации, которые обвиняют Меджлис в бездеятельности и заявляют о готовности решительно отстаивать права своего народа.
Киев