Все больше белорусов уезжают в Россию.
Фото PhotoXPress.ru
Белорусские власти фиксируют тревожные тенденции на рынке труда. Профильное министерство констатирует десятикратное превышение числа вакансий над количеством безработных, а правительственные чиновники признаются, что бегут из страны уже даже колхозники.
В Минске вакансий в 10 раз больше, чем безработных, констатирует Министерство труда и соцзащиты Белоруссии в докладе о состоянии рынка труда. В целом по стране превышение трехкратное. Выступая в парламенте, беспокойством относительно оттока кадров поделился вице-премьер Михаил Русый, курирующий сельское хозяйство. Эту проблему он назвал главной для белорусского АПК. То, что молодые специалисты после обязательной отработки по распределению меняют сферу деятельности, уже давно не новость.
Интересно другое. Многие колхозники, особенно с приграничных территорий, не меняя специализацию, уезжают работать в хозяйства сопредельных стран. В частности, России. Причем такая практика становится все более популярной, признался вице-премьер. Отпугивают белорусских сельчан на родине не только низкие зарплаты, но и низкий уровень жизни и неуважительное отношение к работникам со стороны руководства. Очень многие специалисты уходят из села просто потому, что там руководитель – хам и по-хамски относится ко всем работникам, констатировал вице-премьер.
Не так давно об исходе в соседнюю Россию говорили представители медицинской отрасли. Белорусские медики, имея на родине зарплату 200– 400 долл., готовы сняться с места и отправиться в соседнюю страну. Тем более что ни языкового, ни правового барьера для этого не существует. Как рассказывают в своих интервью уехавшие медработники, там не только предлагают зарплату повыше, но зачастую предоставляют и жилье. Из квалифицированных специалистов уезжают топ-менеджеры, программисты, журналисты, архитекторы. Традиционно из рабочих специальностей – это строители.
Официальная белорусская статистика масштабы трудовой миграции не учитывает. Основная масса уезжающих никому о своих планах и действиях не сообщает. Масштабы миграции эксперты высчитывают по статистическим данным, а наиболее востребованные специальности – по заявлениям работодателей, обеспокоенных отсутствием кадров. Этой осенью даже официальный белорусский профсоюз обратил внимание на проблему. Федерация профсоюзов Белоруссии заметила, что в первом полугодии этого года в стране стало на 100 тыс. работающих меньше. При этом численность безработных не увеличилась. В связи с чем эксперты организации сделали вывод о том, что Белоруссию покинул «большой районный центр». Эти цифры вполне совпадают с теми, которые приводят независимые эксперты. По их данным, в последние годы из Белоруссии ежегодно уезжает порядка 150 тыс. человек. Причем 85% – в Россию.
Уезжают белорусы также в страны ЕС. В частности, в соседние Польшу и Литву, однако для выезда туда нужны более весомые аргументы, чем просто желание заработать. По официальным данным, в 2011 году на ПМЖ в страны ЕС уехали около 2 тыс. человек. При том что официально поменяли страну проживания 7,6 тыс. белорусов и почти 5 тыс. из них уехали в Россию (против 4,2 тыс. в 2010 году). Из стран ЕС больше всех белорусов принимает Польша. Доля белорусов среди эмигрантов, по данным европейской статистики, приближается к 15%. Почти 500 белорусов в 2011 году получили паспорта этой страны. Количество уехавших не на ПМЖ, особенно политических – после предыдущих выборов, также не учитывается ни в какой статистике. Однако по заявлениям и выступлениям организаций белорусов за ее пределами можно сделать вывод, что быстрыми темпами растет диаспора в Польше, Чехии.
Самый очевидный ответ на вопрос о причинах оттока кадров – денежный. Данные Белстата свидетельствуют о том, что, несмотря на браваду властей о приближении к средней зарплате 500 долл., фактически к этой цифре приближается очень мало белорусов. В частности, педагоги в Белоруссии даже в среднем получают 330 долл., социальные работники и вовсе 280. Разница между средней зарплатой в Минске и средней в самой бедной Могилевской области – почти 200 долл. Публикации в местных СМИ со ссылками на конкретных людей из провинции дают основания думать, что средняя зарплата натягивается за счет относительно высоких доходов начальников, поскольку представители сельхозпредприятий утверждают, что их доход находится на уровне 100 долл. и выживать удается только за счет личных подсобных хозяйств.
Молодых людей, а также высококвалифицированные кадры из Белоруссии гонит не только низкая зарплата, но и отсутствие перспективы самореализации. То, что экономическая модель власти зашла в тупик, признают даже представители этой самой власти, но в кулуарах: разрушить миф президента Лукашенко об уникальной модели развития не рискует никто.
Правда, на все подобные заявления представители власти приводят официальную статистику, утверждающую, что сальдо миграции в Белоруссии положительное и приезжающих в страну все больше. Эксперты же, анализируя возрастной и профессиональный состав приезжающих, отмечают, что уезжают молодые и работоспособные, а приезжают старики. «В Белоруссию приезжают не жить, а умирать», – констатируют они.
Минск