0
2144
Газета СНГ Интернет-версия

29.11.2012 00:00:00

Таджикистан ищет выход из кризиса

Тэги: таджикистан, узбекистан, гэс, кризис, конфликт


таджикистан, узбекистан, гэс, кризис, конфликт Хамрохон Зарифи призвал соседей объединиться в решении гидроэнергетической проблемы.
Фото с официального сайта МИД Таджикистана

Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи в ходе состоявшейся в Бишкеке встречи Европейский Союз – Центральная Азия на уровне глав внешнеполитических ведомств заявил, что для Таджикистана единственный выход из энергетического кризиса – развитие гидроэнергетики. Тем самым фактически призвал ЕС, который ранее выступал противником амбициозных проектов Таджикистана и Киргизии, пересмотреть отношение к водной проблеме в Центральной Азии и стать гарантом безопасности в регионе.

«В Таджикистане, где нет больших запасов нефти и газа, более 70% населения на протяжении многих лет в течение шести-семи месяцев осенне-зимнего периода страдает от нехватки электроэнергии и тепла», – заявил на встрече с верховным представителем Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон и коллегами по региону Хамрохон Зарифи. Завершение строительства Рогунской ГЭС – единственно возможный выход из кризиса. Несколько лет назад этот амбициозный проект Таджикистан намеревался завершить при помощи России. Однако из-за разногласий с Москвой проект не состоялся, и Таджикистан приступил к строительству гидростанции самостоятельно. Против реализации проекта выступил Узбекистан, заявив, что это приведет к техногенной катастрофе.

Москва тогда выступила на стороне Узбекистана. Президент Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Ташкент предложил странам региона принимать совместные решения при строительстве крупных энергетических объектов на трансграничных реках – Амударье и Сырдарье. Строительство Рогунской ГЭС было практически остановлено. А те работы, которые Таджикистан вел в одностороннем порядке, Узбекистан всячески блокировал: задерживал железнодорожные составы со стройматериалами для Рогунской ГЭС. Евросоюз также выступил на стороне Ташкента и рекомендовал Душанбе для удовлетворения своих энергетических потребностей наращивать строительство малых и средних ГЭС.

Однако понятно, что на малых мощностях электроэнергии Таджикистан не сможет стать поставщиком электричества, а Рогунская ГЭС изначально проектировалась для экспорта электроэнергии. И чтобы поставить точку в этом проекте, президент Ислам Каримов в сентябре в ходе визита в Астану заявил, что строительство ГЭС на трансграничных реках может привести к военному конфликту в регионе. Напомним, это заявление было сделано накануне визита российского президента Владимира Путина в Бишкек. К этому моменту было известно, что Россия и Киргизия договорились о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Оставалось лишь подписать соглашение.

Заявление Ислама Каримова не осталось незамеченным как в России, так и на Западе. Владимир Путин пригласил Узбекистан участвовать в строительстве Камбаратинской ГЭС. Ташкент на это предложение пока не ответил. Астана же, напротив, вошла в киргизский проект третьим участником. «Казахстану не понравилось, что без ведома и согласия его «подписали на войну» с соседями. Оценив ситуацию, Казахстан вошел в киргизскую гидроэнергетику. И сейчас казахстанские компании рассматриваются в планах не только по проекту строительства Камбараты, но и всего Верхне-Нарынского каскада ГЭС», – сказал «НГ» руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

Запад же после заявления узбекского президента активизировался. За последние четыре месяца Ташкент посетили делегации США и Евросоюза, которые обратили внимание на то, что Каримов не хочет допустить установления российского контроля над центральноазиатской энергетикой. По словам эксперта, контроль России над киргизской и таджикской гидрогенерацией (это в планах ближайшего будущего) делает невозможным любое узбекское давление как в вопросе Рогуна, так и в вопросе Камбараты.

Строительство Рогунской ГЭС остается актуальным, поэтому министр иностранных дел Таджикистана вновь поднял этот вопрос. Ежегодный дефицит электроэнергии в зимний период оценивается в 2–3 млрд. кВт-ч. Зарифи предложил совместное освоение гидроэнергетических ресурсов, потенциал которых превышает нужды региона в три раза. И заверил, что региональный подход к освоению водноэнергетических ресурсов в Центральной Азии даст возможность странам региона совместно управлять ими, что отвечало бы интересам всех государств. Душанбе также надеется на участие Евросоюза в этом проекте.

Впрочем, Александр Собянин считает, что без участия России проект Рогунской ГЭС реализован не будет. При этом эксперт не исключает, что третьим участником может стать Казахстан, Германия или Франция.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
406
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
392
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
598
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
344

Другие новости