Председателю Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Нарышкину С.Е.
Руководителям фракций Государственной Думы РФ Васильеву В.А., Зюганову Г. А., Миронову С. М., Жириновскому В. В.
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Обращаемся к Вам в связи с озабоченностью ситуацией, сложившейся в отношениях между нашими странами.
Украина и Россия – не просто дружественные, соседние государства. Они имеют общую многовековую историю, тесно связаны судьбами миллионов людей во всех сферах общественной жизни. После 1991 года мы прошли непростой путь межгосударственного размежевания, выстраивания отношений в принципиально новых условиях. К настоящему времени сложилась определенная модель стратегического сотрудничества, принципы и правовые основы которых закреплены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года.
К сожалению, состояние украино-российских отношений не всегда отвечало положениям этого документа. Между нашими странами время от времени возникает кризис доверия, происходит опасное снижение уровня и сужение содержания сотрудничества, на чем теряют наши государства, братские народы. Возникают и длительное время не получают взаимоприемлемого решения некоторые непростые проблемы, в частности в такой особенно чувствительной для нашей страны сфере, какой являются поставки и транзит природного газа, ценообразование на этот стратегический ресурс. Это не только задевает жизненные интересы населения Украины, но и активно используется противниками всестороннего украино-российского сближения.
Коренные интересы братских народов и стран требуют полного восстановления доверительного характера отношений между нашими странами, концептуального и правового обновления сотрудничества на основе четкого видения и учета общих стратегических интересов наших государств, нацеленности на создание благоприятного межнационального и международного контекста для их всестороннего развития в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Это особенно важно в условиях, когда наши страны, как и другие государства, сталкиваются с острыми проблемами, вызванными глобальным финансово-экономическим кризисом, новыми вызовами и угрозами как всемирного, так и регионального характера.
По нашему мнению, сложившаяся обстановка требует не только предотвращения дальнейшего ухудшения украино-российских отношений, но и новых стимулов их всестороннего развития и углубления. Если Большой Договор 1997 года явился результатом компромисса, взаимных уступок, то новый этап взаимоотношений должен базироваться на механизме консенсуса в защите интересов обоих государств.
Прочной основой и стимулом развития двустороннего сотрудничества, по нашему мнению, должны стать:
- нахождение эффективных путей ускорения и углубления интеграционных процессов между нашими странами и в целом на постсоветском пространстве (в рамках Единого экономического пространства и в перспективе – Евразийского экономического союза);
- выработка оптимальных, эффективных механизмов поиска и принятия согласованных решений по всем направлениям сотрудничества, конкретным проблемам, возникающим в ходе его, в частности, в отношении такого острого и особенно чувствительного для нашей страны вопроса, как цена на природный газ, поставляемый из России;
- расширение сфер сотрудничества, включая межрегиональный уровень, на котором в прошлые годы был накоплен большой опыт, к сожалению, в значительной мере утраченный;
- активизация согласованных усилий и координация действий в проведении международной и оборонной политики, направленных на защиту общих интересов и безопасности наших стран, укрепление региональной безопасности, продвижение идеи единой общеевропейской системы безопасности, создание глобальной системы противодействия новым вызовам и угрозам миру и международной безопасности.
Принципиальное значение для нашей страны, в свое время отказавшейся от третьего по мощности в мире арсенала ядерного оружия, имело бы проявление Российской Федерацией инициативы о придании международно-правового обязывающего характера гарантиям ядерных государств безопасности безъядерной Украине. Это стало бы свидетельством особого, поистине братского отношения России, ее руководства к нашей стране.
Особое значение мы придаем активному развитию всестороннего общественного диалога, взаимодействию институтов гражданского общества.
Кардинальное улучшение украино-российских отношений, придание им новой динамики, освобождение от всего наносного, противоречащего национальным интересам обоих государств, – это настоятельное веление времени, высокий долг государственных и политических деятелей, парламентов, общественности обоих государств перед нынешними и будущими поколениями наших народов.
Учитывая изложенное, обращаемся к вам с просьбой провести в Государственной Думе РФ парламентские слушания о путях решения накопившихся проблем в отношениях между нашими странами.
Украинские политики, ученые и эксперты готовы принять в них участие.
С уважением,
Геец В.М., директор Института экономики и прогнозирования НАНУ, академик НАНУ
Шаров И.Ф., руководитель фракции Народной партии Верховной рады Украины
Ефремов А.С., руководитель фракции Партии регионов Верховной рады Украины.
Кива Д.С., генеральный конструктор НТК «Антонов»
Крючков Г.К., народный депутат Украины II-IV созывов
Толочко П.П., директор Института археологии НАНУ, академик НАНУ
Бондаренко Е.А., - депутат Верховной рады Украины
Семиноженко В.П., сопредседатель Украино-Российского Форума, академик НАНУ.
Мунтиян В.И., правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ
Олейник В.Н., народный депутат Украины
Бондаренко Е.А., народный депутат Украины
Богуслаев В.А., народный депутат Украины
Барьяхтар В.Г., академик, директор Института магнетизма НАН Украины.
Патон Б.Е., Президент НАН Украины
Алексеев Ю.С., директор Национального космического агентства Украины