Узбекистан заплатит Казахстану штраф в 15 млн. долл. за нелимитированный отбор электроэнергии. Об этом сообщил главный менеджер отдела по связям с общественностью «Казахстанской компании по управлению электрическими сетями» (KEGOC) Марат Мухамедсалиев. Однако этим конфликт не исчерпан: Ташкент продолжает незаконно перекачивать киловатты соседа. Причина – нарастающий энергокризис.
Из-за нехватки мазута и угля для теплоэлектростанций (ТЭС) в Узбекистане введен спецрежим подачи электроэнергии для населения. На автозаправочных станциях выстроились километровые очереди автомашин – бензина тоже недостает.
Впервые о несанкционированном отборе электричества на межгосударственных линиях электропередачи KEGOC сообщили в прошлом году.
С тех пор Узбекистан, как заявляют в казахстанской компании, систематически нарушает согласованный режим работы объединенной энергосистемы (ОЭС) Центральной Азии. Ташкент заверял соседей, что ситуация не повторится, однако слово свое не сдержал. На минувшей неделе KEGOC вновь зафиксировала неконтрактный отбор электроэнергии. Нынешний инцидент, по мнению экспертов, связан с энергетическим кризисом в Узбекистане.
В ноябре в Узбекистане начались веерные отключения электроэнергии для населения. Ташкент не стал исключением. В столице электричество отключают на один-два часа, в других крупных городах республики нет света по шесть часов. В сельской местности – полное его отсутствие. Во многих городах нет отопления. К перебоям с электричеством добавился и дефицит бензина, который в зимнее время стал в Узбекистане обыденным явлением. С раннего утра на автозаправочных станциях выстраиваются километровые очереди автомобилей. Хуже приходится обладателям машин с газовыми двигателями – метан и пропан на газовые заправки поставляют в ограниченном количестве. Очереди автомобилей растягиваются более чем на километр, водители терпеливо ждут по несколько часов. Недостаток электроэнергии на местных ТЭС, по мнению экспертов, – в нехватке мазута и устаревшем оборудовании. «Большинство узбекских электростанций работают на мазуте, импортируемом из России, и только некоторые – на местном угле и газе. Импорт мазута в последние годы резко сократился. Наблюдается также снижение добычи газа. При этом необходимо отметить, что экспорт голубого топлива только растет, не исключено, что происходит это за счет сокращения поставок населению», – сказал «НГ» лидер оппозиционного народно-демократического движения «Бирдамлик» бизнесмен Баходир Чориев.
По его мнению, причины энергетического кризиса в Узбекистане надо искать в системе управления страной. «Экономика Узбекистана до сих пор остается плановой, то есть административно-приказной. Правительство держит под контролем все производственные и перерабатывающие предприятия, в том числе и в нефтегазовой отрасли. Это означает, что вся прибыль остается у государства, а предприятия полностью зависят от чиновников», – сказал Чориев. Выручка за экспорт газа, по его словам, идет не только в государственную казну, но и в карманы чиновников, приближенных к президенту. Что же касается дефицита автомобильного топлива, то и здесь эксперты говорят о нехватке сырья, а именно – сырой нефти, производство которой в нынешнем году снизилось на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также уменьшились и поставки нефти в Узбекистан, поэтому нефтеперерабатывающие заводы работают не на полную мощность. «Для радикального исправления положения Ташкенту нужны время и инвестиции для открытия новых месторождений. Однако Узбекистан пока остается непривлекательной страной для иностранных инвесторов», – сказал «НГ» оппозиционный узбекский политик.