Андрей Гайдуков и сам не понял, как оказался «шпионом».
Фото из социальной сети ВКонтакте
Белоруссия с трибуны ООН не согласилась с утверждением о том, что в стране нарушаются права человека. Соответствующее сообщение вчера распространил МИД страны. Эта информация прозвучала на фоне широкого обсуждения в оппозиционной среде первого дела об измене Родине в отношении противников власти. О судьбе фигуранта этого дела, задержанного две недели назад, не известно ничего.
«Белорусская делегация на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября заявила, что не поддерживает резолюцию по докладу Совета ООН по правам человека», – сообщил вчера МИД Белоруссии. «Такое решение принято белорусской стороной в силу причин принципиального характера», – уточняется в сообщении. Они связаны с тем, что минувшим летом совет учредил «политически мотивированный» мандат спецдокладчика по Белоруссии, а также с тем, что своими решениями, «навязанными совету группой государств Евросоюза, преднамеренно искажают ситуацию с правами человека в нашей стране и направлены на вмешательство во внутренние дела Беларуси».
Заявления официального Минска не выдерживают никакой критики, считают местные эксперты и политики. «Нынешнее руководство хочет остаться у власти навсегда, оно пытается выдать это за свое внутреннее дело», – говорит по поводу очередного демарша на международном уровне член политсовета Объединенной гражданской партии Александр Добровольский. «Попытка выдать издевательства над народом за внутренние дела страны не удалась и никогда не удавалась в других государствах», – напоминает он.
Как сообщалось, в Белоруссии до недавнего времени было 13 заключенных, которых местная оппозиция и международная общественность считают политическими. Две недели назад в СИЗО КГБ был помещен Андрей Гайдуков, которого его соратники также предлагают причислить к числу политических. Как уже писала «НГ», об обстоятельствах его задержания и о сути предъявленных обвинений известно очень мало: задержан при закладке в тайник секретной информации для иностранных спецслужб и обвиняется по статье «Измена Родине», – за что ему грозит до 15 лет лишения свободы.
Назначенная на понедельник встреча с адвокатом, которая должна была пролить свет на это дело, не состоялась. Родным тоже никто никаких сведений не предоставляет. «От него ничего, никаких сведений абсолютно», – сказала журналистам мать Гайдукова Ольга Гончарова. Друзья утверждают, что никаких государственных секретов Андрей, который работал слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике на новополоцком НПЗ «Нафтан», не знал и не мог знать. «Я работал по похожей специальности на том же «Нафтане». На самом деле никаких секретов там узнать просто невозможно. А даже если бы там и были какие-то секреты, то к шпионажу привлекли бы скорее какого-нибудь инженера», – говорит его приятель Евгений Константинов. Эксперты также недоумевают по поводу того, что могло быть известно 22-летнему слесарю завода.
Днем ранее активисты гражданской кампании «Европейская Беларусь» распространили заявление, в котором утверждается, что причиной задержания Гайдукова стало распространение тиража незарегистрированной оппозиционной газеты «Хартия-97», поскольку в момент задержания он занимался ее складированием. «Требуем немедленного и безусловного освобождения Андрея Гайдукова», – резюмируют они в своем сообщении, основанном на том, что граждане Белоруссии имеют право «на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды...». Вчера журналисты попытались проверить эту информацию в КГБ, однако там заявили, что по этому делу нет никаких комментариев.
Напомним, что эксперты связывают появление этого шитого белыми нитками дела с намерением КГБ продемонстрировать свою бурную деятельность и наличие угроз для власти.
Минск