Михаил Мясникович надеется преодолеть нефтяные разногласия на встрече с Дмитрием Медведевым.
Фото РИА Новости
В Минске считают, что переговоры по объемам поставок российской нефти в Белоруссию, прошедшие на днях в Москве, не удались. Однако они не окончательны, сказали «НГ» источники, знакомые с ходом переговоров. Правда, некоторые эксперты считают, что это часть пропаганды властей Белоруссии, опасающихся, что тревожные ожидания вызовут панику среди населения и приблизят девальвацию.
О несогласии с итогами переговоров в Москве накануне сообщил глава белорусского правительства Михаил Мясникович. «Пока те объемы нефти, которые проговариваются на уровне заместителя председателя правительства Российской Федерации, нас не устраивают», – подчеркнул он в докладе президенту Александру Лукашенко. Мясникович также сообщил, что в ближайшем будущем намерен обсуждать эту тему непосредственно с главой российского правительства Дмитрием Медведевым.
Как сообщалось, Белоруссия хотела бы получить в 2013 году 23 млн. тонн российской нефти, однако в итоге переговоров на уровне первого заместителя правительства Белоруссии Владимира Семашко и вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича восточная соседка не отступила от ранее продекларированного намерения ограничиться 18 млн. тонн. «Семашко провалил переговоры», – оценили ситуацию местные СМИ.
Обоснованность надежд официального Минска вчера косвенно подтвердил анонимный источник агентства «Интерфакс-Запад», знакомый с ходом переговоров. «Переговоры по условиям и объемам поставки нефти в Беларусь в 2013 году будут продолжены, окончательного решения еще нет – пока есть только протокол состоявшихся накануне переговоров», – утверждает источник. По его словам, обсуждение этого вопроса будет продолжено либо в конце этой недели, либо в начале следующей.
Тем более что переговоры нельзя считать такими уж провальными. Как следовало из сказанного Мясниковичем, условия поставки нефтепродуктов в Россию в следующем году все-таки приняты, причем те, на которых настаивала белорусская сторона. «Мы договорились, что около 3 миллионов тонн нефтепродуктов в следующем году будем передавать на рыночных условиях», – сказал он. Напомним, что в этом году Белоруссия недопоставила в Россию оговоренные в договоре объемы нефтепродуктов по причине экономической невыгодности. Россия настаивала на компенсации в четвертом квартале и в следующем году. При этом речь шла о 4,7 млн. тонн нефтепродуктов. Белоруссия не будет делать этого себе в убыток, твердо заявил накануне основной белорусский переговорщик Владимир Семашко.
Правда, наряду с этими оптимистичными заявлениями как официальных, так и неофициальных источников в Минске, существуют и другие, утверждающие, что Белоруссия в очередной раз выдает желаемое за действительное.
У белорусских властей есть все основания для того, чтобы не нагнетать страсти вокруг обсуждения нефтяной тематики. Дело в том, что сообщения о грядущем снижении объемов ее переработки сразу же порождают пессимистичные прогнозы экспертов относительно будущего белорусской экономики. «Сокращение объемов поставок нефти влияет на экономику Беларуси совершенно конкретно… при сокращении поставок на экспорт нефтепродуктов сократится и размер профицита внешней торговли», – считает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. «Нефтяной вопрос в Беларуси по-прежнему является проблемой номер один. Реально все эти причины могут повлечь новую волну кризиса», – полагает он.
«Последствия снижения поставок российской нефти – это уменьшение доходов от экспорта нефтепродуктов и усиление отрицательного сальдо торгового баланса. Оно уже стало отрицательным и будет только увеличиваться», – считает и белорусский экономист Леонид Злотников. «Это грозит тем, что мы не сможем экспортировать ту нефть, которую добываем в Беларуси и пошлины от экспорта которой идут в наш бюджет, а не в российский. Из-за этого сальдо нашего торгового баланса может снова стать хронически отрицательным, и это все будет оказывать давление на валютный рынок. Тот дефицит валюты, который у нас был в 2011 году, может снова вернуться», – солидарен с ним еще один местный экономист Борис Желиба.
Эксперты напоминают, что теоретически перекрыть потерю доходов от нефтепереработки могли бы поступления от приватизации. Однако и их ожидать в ближайшем будущем не стоит. «Мы не выполним этот показатель по получению 2,5 миллиарда долларов средств от приватизации», – признался на минувшей неделе Михаил Мясникович. При этом он призвал «не делать из этого трагедии», поскольку есть и другие источники. Вчера стало понятно, что белорусский премьер был не прав. Глава Нацбанка Надежда Ермакова заявила, что из-за невыполнения приватизационных планов Белоруссия может не получить очередной транш кредита ЕврАзЭС. «Получается так, что этот вопрос как бы переходит в рамки политические», – сняла с себя ответственность за происходящее Ермакова.
Давление в вопросе поставок нефти, недвусмысленные намеки на необходимость приватизации – все это, по мнению белорусских экспертов, говорит о том, что Россия не намерена отступать от своей главной цели – ослабить экономику Белоруссии таким образом, чтобы вынудить Лукашенко допустить российский капитал к белорусским компаниям. «Это давление Москвы на руководство Беларуси, главный подтекст которого в том, чтобы официальный Минск более интенсивно занялся приватизацией госсобственности и выполнял свои обязательства в рамках получения антикризисного кредита – приватизировал государственную собственность на 2,5 миллиарда долларов. А покупатель тут ясен – это российский капитал», – уверен Борис Желиба.
Минск