Некогда всесильные грузинские министры Мерабишвили и Окруашвили: один – в оппозиции, другой – за решеткой.
Фото Reuters
Вчера в Грузии был арестован бывший министр обороны Ираклий Окруашвили, в последние годы находившийся в политэмиграции во Франции. По словам адвокатов, он решил вернуться на родину, чтобы доказать несостоятельность возбужденного против него уголовного дела. Новые власти, следуя букве закона, арестовали экс-министра, как только он пересек границу. В тот же день предупреждение получил могущественный в недавнем прошлом министр внутренних дел, экс-премьер-министр Вано Мерабишвили. Иск против него внесен в прокуратуру Аджарской автономной республики.
Прямой связи между арестом Окруашвили и недавними задержаниями высокопоставленных чиновников силовых ведомств Грузии нет. Пути экс-министра обороны и правившего «Единого национального движения» (ЕНД) разошлись в 2007 году, когда против него было возбуждено уголовное дело. Задетый переводом с поста главы оборонного ведомства в кабинет министра сельского хозяйства, Окруашвили подал в отставку. После этого объявил о создании оппозиционной партии и обвинил президента Михаила Саакашвили в заказе политических убийств.
Не дожидаясь других «разоблачений» много знавшего экс-министра, власти его арестовали по обвинениям в попытке госпереворота и заодно коррупции. В тюрьме Окруашвили пробыл недолго. Он покаялся по телевидению и признался в клевете на Саакашвили. В ответ власти, чтобы не раздувать скандал еще больше, выдворили его из Грузии и заочно приговорили к 11 годам лишения свободы, держа этим взбрыкнувшего экс-министра на коротком поводке. Каждый раз, когда в Грузии обострялась внутриполитическая ситуация, Окруашвили объявлял о возвращении, но каждый раз находилась причина, мешавшая ему прибыть и поддержать оппозицию. Однако причина невозвращения, похоже, была одна: обратно в тюрьму не хотелось – уголовное дело ведь продолжало оставаться открытым.
Окруашвили созрел для приезда на родину только после победы «Грузинской мечты». Он вряд ли не знал, что будет препровожден в камеру, но, видимо, получил какие-то обнадеживающие заверения. Новая власть декларирует и демонстрирует приоритетность закона над всем прочим. Как сказала министр юстиции Тея Цулукиани, комментируя арест экс-министра, иначе быть не могло, но «у Окруашвили будут все возможности доказать свою невиновность». Попутно она назвала незаконными действия властей, «вышвырнувших своего гражданина, экс-министра из страны на первом же самолете».
Как полагают наблюдатели, в печально известной Глданской тюрьме Окруашвили пробудет недолго – он не причинял дискомфорта новым властям, является противником Саакашвили, долгое время работал в самых что ни на есть верхах и может знать немало. Поговаривают, что вплоть до деталей гибели премьер-министра Зураба Жвании. Словом, хоть какое-то время экс-министр будет интересен новым властям. При том что проблем он создать им не способен, к существующему обвинению в коррупции могут добавиться другие: в 2004 году, работая генпрокурором, а позднее главой МВД, Окруашвили не раз участвовал в «масках-шоу» – унизительных арестах чиновников предыдущего правительства и бизнесменов, транслировавшихся в прямом эфире подконтрольных властям телеканалов.
Судьба состроила гримасу: в тот же день неприятный звоночек прозвенел и для Вано Мерабишвили (поговаривают, что Окруашвили стал жертвой скрытого противостояния именно с ним). Против Мерабишвили иск в прокуратуру Аджарии внес некий Серго Беридзе – владелец животноводческого комплекса, отсидевший за вымогательство четыре с чем-то года. Теперь он требует от бывшего министра ВД материальной и моральной компенсаций.
Если пристально следить за процессами в Грузии, то обнаруживается закономерность: стоит кому-то из бывших или нынешних высокопоставленных лиц из ЕНД предпринять что-то вроде контратаки против нынешних властей, как тут же звучит прозрачный намек на небезупречное прошлое активиста, а то и конкретное обвинение.
Комментируя в конце минувшей недели арест бывшего замминистра ВД Шоты Хизанишвили, после поражения на парламентских выборах ЕНД пересевшего в кресло вице-мэра Тбилиси, Мерабишвили обещал сделать все возможное, чтобы арестованные работники его бывшего ведомства – «люди кристальной честности», поскорее обрели свободу. Тогда же он высказал уверенность в политических мотивах арестов и предположил, что новые власти затеяли наступление на недавних первых лиц грузинского государства. Столичный мэр Гиги Угулава конкретизировал: на президента Саакашвили. Ответ последовал незамедлительно.
В СМИ уже обнародованы материалы о поездках мэра в Лас-Вегас за счет столичной казны и об имевших там место тратах крупных сумм. Можно, наверное, не очень сомневаться в том, что при необходимости будут обнародованы и фото- или видеоматериалы об учреждениях, где «осваивались» бюджетные деньги. И что-то подсказывает, что они вряд ли будут похожи на офисы благотворительных фондов или больницы для социально неимущих. Фотографии, свидетельствующие о склонности очень похожего на Угулаву человека к веселому времяпрепровождению (правда, не по общеизвестной «лас-вегасской линии», а несколько иной), уже есть не только в Facebook, но и в тбилисских газетах. Одна из них задалась саркастическим вопросом о целесообразности поездки из Тбилиси в Европу с заездом в США, что следует из «командировочного удостоверения» мэра. Так Угулаве прямым текстом дано понять, что о нем известно немало, сведения могут стать достоянием гласности, но при этом не оказаться самой большой его проблемой.
Теперь месседж из Аджарии поступил и Мерабишвили. Последствия иска животновода Беридзе предугадать сложнее. О Мерабишвили говорят, что, будучи министром внутренних дел, он собрал увесистые досье на каждого жителя Грузии.