Плохой знак для населения: хлеб дорожает, а гривна дешевеет.
Фото Украинское фото/PhotoXPress.ru
Через две недели после парламентских выборов украинцы почувствовали, что предвыборные щедроты закончились. В Киеве начал дорожать хлеб, ожидается подорожание газа, электроэнергии и повышение тарифов ЖКХ, что повлечет за собой рост цен на все товары и услуги. Период стабильности гривны, которую Нацбанк удерживал на уровне 8 грн. к 1 долл. США, тоже, видимо, подошел к концу: на этой неделе национальная валюта подешевела до уровня 8,35 к доллару. Банки перестали продавать конвертируемую валюту. Чиновники тщетно успокаивают граждан: ситуация в экономике не хуже, чем в Греции.
На этой неделе в Киеве разгорается хлебный скандал. Компания «Киевхлеб», на долю которой приходится до 60% рынка, повысила цены на два самых популярных сорта хлеба – «Украинский столичный подовый» подорожал на 17%, а «Батон нарезной киевский» – на 9,7%. В компании пояснили, что удерживать цены нет возможности, ведь за год газ для хлебзаводов подорожал на 52,4%, электроэнергия – на 25,2%, транспортные расходы – на 32,5%. В других регионах Украины хлеб давно стоит дороже: в столице даже после подорожания цена составляет 4–5 гривен (примерно полдоллара), а в провинции – на 10–20% больше.
Но поскольку повышение цен произошло сразу после выборов, то вопрос получил политическую окраску: и рядовые граждане, и оппозиционные политики сошлись во мнении, что власть таким образом наказала столицу, которая дружно проголосовала за кандидатов от оппозиции. Теперь горадминистрация вместе с правительством пытаются заставить «Киевхлеб» вернуться к прежним ценам. Угрожают санкциями. И обещают льготные цены на муку, которые, правда, не смогут компенсировать гораздо более высокие расходы компании на газ и электроэнергию.
Тем более что в ближайшее время тарифы в Киеве могут существенно увеличиться. На днях представители Министерства регионального развития и ЖКХ сообщили, что рост цен неизбежен. Специальная комиссия уже разрабатывает методику. Представители власти обещают, что подорожание до уровня себестоимости (то есть на 40–50%) произойдет не одномоментно, а государство предусмотрит компенсационные механизмы для социально незащищенных слоев населения. Но рядовые граждане с тревогой ожидают новшеств.
Официально минимальная зарплата в Украине составляет 1118 грн. (что при курсе 8 грн. к доллару составляло 140 долл.), она повысилась с 1 октября на 2 долл., а с 1 декабря запланировано повышение еще на столько же. По данным издания «Минфин», средняя реальная зарплата в столице достигает 400 долл., но при расчетах этого показателя учитываются оклады как в бюджетной сфере, так и в коммерческих структурах, разрыв между которыми огромен. Учитель или врач получают чуть больше минимального показателя. К тому же в последнее время бюджетникам в отдельных районах Киева стали задерживать выплату зарплат. В столице циркулируют слухи о том, что это тоже связано с «неправильным политическим выбором» тех, на кого власть надеялась как на агитаторов и лидеров общественного мнения.
Еще в начале октября премьер Николай Азаров пообещал педагогам, что до конца года их зарплата составит 3 тыс. грн. (в то время – 375 долл.). А теперь учителя опасаются, что пока дождутся выплаты за октябрь, их деньги обесценятся. Гривна ежедневно понемногу дешевеет. Николай Азаров, узнав о проблемах учителей, возмутился в социальной сети: «Где-то сообщалось, что в одном из районов Киева у учителей задержка по выплате зарплаты. Это якобы потому, что киевляне не так проголосовали на выборах. Трудно себе даже представить такую чушь». Но ничего не ответил по сути вопроса.
Эксперты уверены, что причина кроется не в политике, а в тяжелой ситуации, сложившейся в системе государственных финансов. Председатель Государственной казначейской службы Сергей Харченко сказал СМИ, что в системе государственных финансов действительно появились проблемы, но уточнил: «Прошу прекратить безосновательные выступления и заявления на тему дефолта. Ситуация достаточно сложная, но не сложнее ситуации в системе государственных финансов Украины в 2008 году или текущей ситуации в Греции, Румынии или Испании».
Причина в том, что украинская экономика не развивается и притока капиталов извне тоже нет. На днях были обнародованы официальные показатели: отрицательное сальдо внешней торговли товарами в январе–сентябре увеличилось по сравнению с таким же периодом прошлого года на 19,7% – до 11,47 млрд. долл. На прошлой неделе, проводя заседание правительства, Николай Азаров признал, что Украине все сложнее выгодно продавать свою продукцию на внешних рынках: «Валютной выручки в страну приходит меньше. В то же время все больше давит на страну кабальная цена на российский газ». С учетом необходимости осуществлять возрастающие выплаты по прежним внешним заимствованиям, Украине приходится экономить на всем.
Эксперты отмечают, что ситуация уже стала кризисной. И она осложняется тем, что, пытаясь сохранить видимость стабильности и благополучия до выборов, власть израсходовала значительную часть золотовалютных резервов. С начала года закрома Нацбанка сократились на 15,7%, с почти 32 до 27 млрд. долл. «В то же время темпы экономического роста замедлились. Сокращаются объемы производства в главной экспортной отрасли – металлургии. Упал на 10% объем строительной отрасли. Ежедневно появляется информация, что кое-где не выполняют местные бюджеты. Превышает запланированный предел бюджетный дефицит. На 2012-й рассчитывали рост экономики на 2,3%. Теперь международные агентства прогнозируют, что он не превысит 1%. Это означает недовыполнение бюджета и проблему с выплатами бюджетникам», – сказал «Газете по-украински» экс-министр экономики Виктор Суслов. Он отметил, что повышение цен неизбежно, как и постепенное обесценивание национальной валюты.
Надежду на спасение украинская власть возлагает на Международный валютный фонд. Миссия экспертов, работавшая в Киеве в конце октября – начале ноября, уехала без комментариев. По словам украинских чиновников, выводы делегации относительно ситуации в Украине были засекречены. Когда вопрос будет рассматриваться на совете директоров МВФ и какое решение может быть принято относительно продолжения программы кредитования, замороженной два года тому назад, – пока неизвестно.
Если ранее Киев упрямо отказывался выполнить рекомендации кредитора, касающиеся повышения тарифов для населения и выполнения ряда других непопулярных предписаний, позволяющих сэкономить за счет урезания расходов на социальные программы, то теперь, похоже, к этому готовы. Нацбанк уже рассматривает возможность перехода к плавающему курсу гривны, а профильные министерства разрабатывают планы перехода к полной оплате стоимости всех тарифов и услуг населением.
Политологи допускают, что это приведет к бунтам. Но не исключают и другого варианта развития ситуации: не получив ожидаемой помощи от Запада, если в Вашингтоне решат использовать МВФ в качестве рычага политического давления на украинскую власть, Киев может развернуться в сторону Москвы.
Киев