Арчил Кбилашвили расчищает правовое поле.
Фото с сайта www.ekhokavkaza.com
В среду состоялось первое заседание нового правительства Грузии. Особое внимание было уделено правоохранительной системе. Накануне главный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили предложил ввести двухнедельный мораторий на рассмотрение дел в судах и обратился к гражданам страны, считающим себя жертвами системы, прислать претензии на адрес канцелярии его ведомства. Параллельно с этим министр по исполнению наказаний Созар Субари начал чистку своего ведомства, а также объявил о готовящемся освобождении 355 заключенных.
«Мы намерены пересмотреть незаконные вердикты... Нужно время для обновления прокуратуры. Новые кадры пересмотрят обвинения и либо отменят их, либо продолжат производство дела», – отметил Арчил Кбилашвили на пресс-конференции.
Как сказал «НГ» юрист Константин Чиквиладзе, обращение главного прокурора о моратории следует рассматривать не как директиву, а как рекомендацию. «В последние годы система превратилась в механизм исполнения воли «Единого национального движения» и ее лидера, президента Михаила Саакашвили. Выполняя их заказы, некоторые работники прокуратуры сами превратились в преступников. Ведомство нуждается в чистке, поэтому новый главный прокурор выступил с рекомендацией, которая, думаю, будет исполнена», – сказал «НГ» Чиквиладзе.
По его мнению, возможно, подобный мораторий не вполне соответствует букве закона, но общественность, как местная, так и зарубежная, должна отнестись с пониманием: деформированная «националами» система правосудия будет работать по инерции, а это недопустимо, так же как недопустимо игнорирование допущенных несправедливых приговоров, которые следует пересмотреть. «Поэтому понадобились две недели – для чистки ведомства, судейского корпуса, приема, систематизации и рассмотрения поданных апелляций», – считает Чиквиладзе.
Одним из первых, очевидно, будет пересмотрено дело о «Мухрованском мятеже» – семьи продолжающих отбывать наказание офицеров, военнослужащие, вышедшие на свободу, уже обратились в главную прокуратуру с прошением пересмотреть дело и заново его расследовать. Напомним, что в начале мая 2009 года правоохранительные органы, по официальной версии властей, предотвратили антиправительственный мятеж в Мухрованском батальоне. Тогда были арестованы 122 человека, а в результате спецоперации в пригороде Тбилиси застрелен один офицер, еще трое тяжело ранены и впоследствии приговорены почти к 30 годам заключения каждый. Никто из них, кстати, вины своей не признал. Тбилисская газета «Резонанси» опубликовала интервью с Джимшером Отанадзе – братом одного из этих офицеров, рассказавшим о пытках, которым подвергли тяжело раненных людей, а также постановочный характер всего «мятежа». По его словам, во всей истории правда лишь в том, что в батальоне действительно были недовольные настроения. Связано это было с тем, что власти 26 мая – в День независимости страны запланировали проведение большого военного парада. Офицеры батальона, понесшего, пожалуй, максимальные потери в августовской войне 2008 года, считали неправильным проведение помпезного мероприятия через какие-то восемь месяцев после проигранной войны, неуважением к погибшим товарищам. Но недовольство еще не означает неподчинение. «А все, что последовало потом, – постановка, вплоть до того, что Саакашвили и не приезжал в расположение батальона. «Знаменитые» кадры, на которых он распекает мухрованских солдат, были сняты на другом полигоне, куда военных просто привезли и выстроили перед ним... «Мухрованским делом» власти убили сразу двух зайцев: во-первых, не дали оппозиции, в те дни парализовавшей центр Тбилиси клетками – символами тюремного режима в Грузии, еще и перекрыть пути в столицу, а во-вторых – отвлекли внимание населения и международной общественности от акций протеста оппозиции», – заявил Отанадзе «Резонанси».
Пока одни заключенные в Грузии требуют пересмотра своих дел, другие готовятся к освобождению. Как сказал министр по исполнению наказаний Созар Субари, помимо 355 человек, которые «вот-вот выйдут из тюрем», планируется рассмотреть вопрос условно-досрочного освобождения (УДО) около 4 тыс. пробационеров. «В ближайшие дни будет создана постоянно действующая комиссия из новых членов. Комиссия будет собираться периодически согласно действующему законодательству и будет пересматривать дела тех условно осужденных, которым в свое время было отказано в условно-досрочном освобождении местными советами», – сказал министр. Помимо этого в эти дни много говорится о «большой амнистии». Правозащитник Гела Николаишвили считает, что в результате этого акта могут быть освобождены около 13 тыс. заключенных. «Проект амнистии может быть готов к концу ноября... Часть будет освобождена, другим сократят сроки наказания», – полагает Николаишвили.
Бывший главный редактор некогда популярной газеты «Молодежь Грузии» Гия Пацурия, лично знакомый с «прелестями» пенитенциарной системы и первым в Грузии, будучи в заключении, выигравший дело против властей в Страсбургском суде, сказал «НГ», что подобное массовое освобождение предписывает закон. «Более трети заключенных Грузии отбыли тот минимальный срок, после которого УДО становится нормой, если нет нарушений режима исправительного учреждения. При «националах» тот же Бачо Ахалая, возглавлявший пенитенциарную систему, откровенно говорил: на УДО могут рассчитывать только те, кто сотрудничает с нами. Абсолютно точно знаю, что перед парламентскими выборами на свободу были отпущены серьезные криминалы, взявшие обязательство обеспечить «националам» определенное количество голосов», – заявил «НГ» Гия Пацурия. По его словам, сейчас, следуя закону, власти должны освободить около 10 тыс. человек, а дела многих будут пересмотрены: «При «националах» 99% (!) судебных приговоров в Грузии были обвинительными, а страна стала чемпионом Европы по количеству заключенных на душу населения».