Михаил Саакашвили стал президентом-оппозиционером.
Фото Reuters
В парламенте Грузии начали формировать конституционное большинство. Победителю выборов – коалиции «Грузинская мечта» (ГМ), обладающей 85 мандатами, для выполнения поставленной цели не хватает 15. Конституционное большинство ГМ необходимо по различным причинам. В том числе для переноса парламента из Кутаиси обратно в Тбилиси, а также для пересмотра даты президентских выборов. То есть для лишения Михаила Саакашвили нынешних полномочий.
С переносом парламента в Тбилиси «Грузинская мечта» может особо не спешить – все равно в столице нет подходящего офиса. Прежнее здание было приватизировано, и, хотя процесс разгосударствления остановлен, работать там невозможно – новые хозяева успели начать перестройку, и, кроме стен, ничего не осталось.
Новое здание парламента, как уже писала «НГ», тоже не готово. Депутаты говорят, что, кроме зала заседаний, ничего нет, в перерывах приходится толпиться в коридорах – не готовы даже кабинеты. В Кутаиси нет служебных квартир, им приходится жить в съемных, в гостиницах, у родственников. Так или иначе, но им придется ждать, пока историческое здание парламента приведут в порядок.
С президентом сложнее. Представители парламентского большинства говорят, что пятилетние полномочия Саакашвили истекают 5 января, следовательно, президентские выборы следует назначить примерно в это время, а не в октябре 2013 года, как зафиксировано в Конституции, которая не раз переделывалась правившим «Единым национальным движением» (ЕНД) в угоду главе государства. Закулисные «процедуры» в первую неделю работы парламента привели к тому, что из ЕНД уже вышли пять депутатов, собирающиеся сформировать фракцию «независимых депутатов». Шестой депутат, а для создания фракции необходимо это количество, уже на подходе, уверяют «раскольники». Как подсказывает опыт, «независимыми» они будут недолго. Столь быстрое изменение соотношения сил, конечно, не является гарантией того, что спустя еще пару недель ГМ сумеет сформировать конституционное большинство. Хотя представитель входящей в эту коалицию Республиканской партии Леван Бердзенишвили уверен именно в реализации такого сценария: «Абсолютно убежден, что это произойдет в скором времени».
Впрочем, если даже конституционное большинство ГМ сформировать не сумеет, то у коалиции есть другой путь. Депутаты могут обратиться в Конституционный суд с запросом о законности президентских выборов в октябре будущего года, и он обязан будет вынести вердикт. Возможно, ГМ обратится к такому сценарию. Пока же пробный шар запустила партия «Свободная Грузия».
В новом парламенте она не представлена – будучи оппозиционной, сняла в ходе предвыборной кампании нескольких своих мажоритарных кандидатов в пользу ГМ, однако для доверия Бидзины Иванишвили этого оказалось недостаточно, и в коалицию ее не пригласили. Как сказал «НГ» ее лидер Каха Кукава, в Конституции – нонсенс.
«Согласно первому пункту статьи 70, президент выбирается сроком на пять лет, а в девятом пункте этой же статьи указано, что очередные президентские выборы проводятся в октябре календарного года истечения полномочий президента. Как же так, если второй пятилетний срок Саакашвили истекает 5 января 2013 года? Его полномочия продлеваются сразу на 10 месяцев! А если взять во внимание, что инаугурация президента по Конституции будет проведена в январе, то выходит, что второй президентский срок Саакашвили получается шестилетним», – заявил «НГ» Кукава.
Возможно, разгадка противоречия в том, что 5 января 2008 года состоялись досрочные президентские выборы. Напомним, что осенью 2007 года Грузия оказалась в жестком внутриполитическом кризисе. Тогда Саакашвили счел лучшим вариантом сложить полномочия и назначить досрочные выборы. Напряженность в обществе его решение снизило. С ноября 2007 года по январь 2008-го и.о. президента была спикер парламента Нино Бурджанадзе, а Саакашвили, развернув мощную кампанию, хоть и не без проблем, но сумел выиграть свои вторые выборы. Однако Каха Кукава, кстати, юрист по образованию, считает, что эта версия хромает, потому что последние поправки в Конституцию по выборам президента были приняты после тех досрочных выборов и в мире не было прецедента, чтобы преждевременное завершение одного президентского срока давало право продлевать второй. «Мы обратились в Конституционный суд и ждем пояснений по этому вопросу. Хочу подчеркнуть, что это не будет решение, как если бы в эту инстанцию обратились депутаты, а именно пояснение», – сказал «НГ» Кукава. Одновременно политик выразил сомнение в том, что ГМ остро заинтересована в решении вопроса именно сегодня, – это может быть негативно воспринято Западом, поскольку Саакашвили демонстрирует конструктивный подход. Но ГМ может готовиться к дальнейшим событиям.
«Саакашвили понимает, что сейчас строить какие-то преграды Иванишвили не стоит – премьеру симпатизируют около 80% населения. Многое зависит от итогов выборов в США, а также от того, когда начнет снижаться популярность новых властей. При этом по Конституции Саакашвили не имеет права распускать парламент в первые полгода его работы», – заметил Кукава. Но он так же не имеет права распускать его за полгода до истечения своих полномочий. Таким образом, время на устройство конституционно-управленческого кризиса у президента ограничено периодом с конца апреля по июнь. К этому времени у новых властей могут накопиться нерешенные проблемы, способные снизить рейтинг. И, возможно, ГМ хочет иметь страховку от упомянутого спровоцированного кризиса.
Как предположили в беседе с корреспондентом «НГ» сразу несколько юристов, может, в этом и заключается одна из причин того, что уже сейчас понемногу начинается раскрутка резонансных преступлений, которые совершены в период правления «националов». С одной стороны, говорят они, на это есть общественный заказ. С другой – расследование и наказание виновных необходимы, если новые власти, как обещали, собираются превратить Грузию в правовое государство. С третьей, при актуальности двух предыдущих, «резонансные преступления» могут стать рычагом воздействия на конкретные ситуации, если появится нужда.
Новое руководство Министерства юстиции обязалось расследовать все громкие и «странные» происшествия последних лет: гибель премьер-министра Зураба Жвании, жестокие подавления акций протестов, отстрел полицией молодых людей только лишь «по подозрению», тюремные бунты, имевшие признаки спровоцированных извне, убийство высокопоставленными сотрудниками МВД банковского служащего Сандро Гиргвлиани, скоропостижная смерть Бадри Патаркацишвили, серия «шпионских скандалов», «спецоперация в ущелье Лопота» около российской границы. «Однако во всех этих делах вероятность доказательства прямой причастности президента, если она и есть, крайне низка, – пояснил один из собеседников. – Но есть «дело семьи Апрасидзе», о котором сам Саакашвили не раз, в том числе и в прямом телеэфире, ответственность брал на себя и заявлял, что приказ о расправе отдал он лично».
Напомним, что в марте 2004 года, по версии властей, в высокогорной Сванети была проведена антикриминальная операция, в ходе которой около 40 человек были арестованы, а несколько членов семьи Апрасидзе, оказавших сопротивление, убиты. По прошествии некоторого времени общеизвестны стали детали этой операции.
Село, в котором жили Апрасидзе, было атаковано на рассвете, когда все спали, отрядами спецназа численностью в несколько сот человек при поддержке десятка вертолетов. По рассказам очевидцев, никакого сопротивления не было – дом Апрасидзе просто расстреливали и с земли, и с воздуха. В результате три члена семьи погибли, один заболел психическим расстройством, у малолетних детей остались глубокие психологические травмы. «Какие бы проблемы с законом у них ни были, грубейшим нарушением самого закона является военная операция против своих сограждан, вина которых к тому же не доказана в судебном порядке. Публично объявив, что операция проведена по его приказу, Саакашвили поставил себе капкан, который, похоже, может сработать в эти дни. Да, у него есть иммунитет, но мы становились свидетелями того, как он не оказывался индульгенцией для ряда европейских политиков», – сказал собеседник. При этом он высказал мнение, что до такой крайности дело вряд ли дойдет, «президент доиграет партию по правилам «Грузинской мечты».