Голосование в Украине было прозрачным.
Фото Reuters
Вчера в Украине состоялись парламентские выборы. Накануне суды заблаговременно запретили до середины ноября проведение массовых акций в крупных городах, в первую очередь – на центральных площадях Киева. Хотя участники выборов с утра говорили о нарушениях, результат голосования считался прогнозируемым. Неожиданности, по мнению экспертов, могут начаться даже не на этапе подсчета голосов, а уже при формировании фракций в новой Верховной Раде.
Еще на официальном старте предвыборной кампании, три месяца назад площадь у здания Центризбиркома в Киеве превратилась в сельскохозяйственную ярмарку. Ряды разноцветных палаток, фермерские фургоны с картошкой и яблоками, разложившие прямо на земле нехитрый товар сельские бабушки, автокофейни и переполненные мусорные баки – антураж прочно обосновавшегося базара не позволял даже думать о возможности политических акций возле ЦИКа.
Тем не менее около 10 партий и организаций заблаговременно подали на утверждение киевской власти заявки о проведении акций сразу после закрытия избирательных участков. Однако Окружной административный суд еще в пятницу запретил их проведение, мотивировав решение «потенциальной опасностью конфликтов между организациями с разнополярными политическими взглядами».
О нарушениях, которые могут стать причиной акций протеста, заявляли крайние правые и левые – партия «Свобода» и Компартия. Украинские националисты вчера утром выяснили, что на многих участках против партии «Свобода» был проставлен штамп «выбыл», что не позволяло голосовать за нее. По официальной версии, сотрудники избиркомов проявили массовую невнимательность: собирались ставить отметку напротив партии «Собор», которая на самом деле не участвует в выборах, но случайно отметили «Свободу». В то же время лидер Компартии Петр Симоненко заявил о грубых нарушениях в Донецкой области и сделал вывод, что выборы начались с массовых фальсификаций.
Представители партии власти продолжали уверять, что все будет честно и прозрачно. Они напоминали, что на всех избирательных участках установлены видеокамеры, которые позволяли отслеживать процесс голосования и работу комиссий. Любой желающий теоретически мог наблюдать за ситуацией в Интернете. На участках в это время работали официально зарегистрированные наблюдатели – более 3 тыс. человек. Ранее представители западных организаций воздержались от определенной оценки предвыборной ситуации, гости из СНГ заявили, что на этапе подготовки к выборам существенных нарушений, способных повлиять на результат, не было.
Руководитель влиятельной общественной организации «Комитет избирателей Украины» Александр Черненко отметил, что нарушения все же были. По его мнению, самым распространенным из них стал подкуп: если в начале гонки кандидаты-мажоритарии под видом благотворительности раздавали в своих округах продукты и подарки, то к концу кампании кое-где избирателям стали выплачивать деньги.
Женщина, с которой корреспонденту удалось пообщаться на выходе с участка в средней школе Киева, рассказала, что она, как и многие соседи, получила от своего кандидата карточку: пластиковые карты, на каждой из которых без каких-либо объяснений обозначено – 100 гривен (это около 12 долл.). «Наш кандидат владеет супермаркетами. Карточку можно отоварить в любом. Соседка сказала, что, если проголосуем за него, получим еще по 200 гривен. Там же камеры – он все увидит, за кого голосовали», – поделилась сомнениями женщина. Однако другие утверждали, что в Интернете ничего не видно, а сами камеры отключат, когда комиссии начнут подсчет голосов.
Сомнения относительно прозрачности процесса накануне обнародовала и Майя Кочьянич – спикер верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Вчера украинский МИД жестко ответил: «Мы были удивлены появлением определенных сомнений относительно прозрачности деятельности ЦИКа. Причин для беспокойства нет, поскольку ЦИК была смоделирована по примеру аналогичных европейских институтов, а прозрачность ее деятельности в прошлом получала положительные отзывы от представителей ПАСЕ и других организаций».
К моменту сдачи номера в печать нельзя было ничего определенного сказать даже о явке избирателей, ведь в ночь перед выборами Украина перешла на зимнее время и разница во времени с Москвой увеличилась до двух часов. Только к 22–23 часам по московскому времени в Киеве могли появиться результаты пяти экзит-поллов, проводившихся параллельно. Официальные итоги выборов будут объявлены нескоро: комиссиям прибавилось работы в связи с тем, что половина депутатского корпуса избирается по партийным спискам, другая – в мажоритарных округах.
Но эксперты заранее говорили, что никаких неожиданностей не будет. Партия регионов прогнозируемо получит первое место по спискам, за ней места распределят между собой Объединенная оппозиция и партия «УДАР» Виталия Кличко, а следом – фланговые политические силы: коммунисты и «Свобода».
Однако наличие еще 225 депутатов без четкой партийной принадлежности, избирающихся в одномандатных округах, вносило интригу. «В новом парламенте будет создана более сложная структура, чем ставшая привычной поляризация по линии власть–оппозиция», – сказал «НГ» руководитель Международного центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Он отметил, что часть депутатов-мажоритариев перейдет в лагерь Партии регионов, некоторая поддержит своими голосами оппозицию, но будет и третья группа, действия которой сложно пока предугадать, но от которой будет зависеть исход президентских выборов в 2015 году. Один из депутатов действующей Верховной Рады, попросив не называть его имени, отметил, что третьей силой станет партия Кличко: «Он не случайно сохраняет дистанцию, не переходя ни на чью сторону. Кличко готовится к президентским выборам. И не исключено, что по результатам парламентской кампании он сможет не только сформировать влиятельную фракцию, но добиться переформатирования правительства. Часть Партии регионов, как и часть нынешней оппозиции, к нему переметнется. Запад ему симпатизирует, Россия относится осторожно, но не враждебно. Где-то к новогодним праздникам мы увидим новую команду власти, в которой Янукович останется президентом, но перестанет быть центром принятия всех важных решений».