Сергей Тигипко увязывает дешевый газ для Украины с Таможенным союзом.
Фото с официального сайта Сергея Тигипко
Оптимистические прогнозы президента Украины относительно пересмотра в ноябре газовых соглашений с Россией не оправдаются. Как утверждают в Киеве, Москва не согласится снизить цену на газ без решения Украины о вступлении в Таможенный союз. А этот вопрос Виктор Янукович пока использует только как рычаг давления на Евросоюз.
Вернувшись на родину после переговоров с Владимиром Путиным, Янукович во вторник заявил, что в ноябре газовый вопрос может быть решен: «Планируется государственный визит, бизнес-форум в Нижнем Новгороде. Во время этого визита мы в обязательном порядке рассмотрим этот вопрос». Источники в делегации, которая в понедельник побывала в Москве, сообщили украинским СМИ, что российской стороне были предложены некие компромиссные варианты решения проблемы, которые якобы заинтересовали Владимира Путина. Однако о чем могла идти речь, источники не сообщают.
А информация из Москвы вообще опровергает тезис о том, что в России рассматривают какие-либо украинские предложения, позволяющие снизить цену на газ. «Мы объяснили же им (украинской делегации. – «НГ»), что страны Восточной Европы платят за российский газ еще больше», – сказал российским СМИ глава администрации президента РФ Сергей Иванов.
О том, что «Газпром» не собирается идти на уступки, заявил и украинский вице-премьер Сергей Тигипко: «Скажу откровенно: я не очень верю, что пересмотр (долгосрочных газовых соглашений, подписанных в 2009 году. – «НГ») возможен без вступления в Таможенный союз». Чиновник добавил, что те 6 млрд. долл. в год, которые Украина переплачивает за газ из-за формулы ценообразования, утвержденной Юлией Тимошенко, являются проблемой только для украинской стороны. России соглашение выгодно. Но изменить ситуацию, заявив о вступлении в Таможенный союз, президент Янукович тоже не может, сказал Тигипко. Он считает, что этот вопрос нужно решать только с помощью всенародного референдума.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко подтвердил слова Тигипко: «Наше законодательство не позволяет одним росчерком пера принять решение о вступлении в Таможенный союз, в котором, как известно, часть национальных полномочий передается надгосударственным органам. Это противоречит и закону об основах национальной безопасности Украины, и Конституции. Поэтому нужно проводить референдум, затем утверждать его результаты решением Верховной Рады. И даже если народ проголосует за Таможенный союз, процесс внесения изменений в Основной закон потребует поддержки конституционного большинства в 300 голосов в парламенте. Все это займет много времени – не меньше года».
Политолог считает, что на сегодня в Киеве нет политической воли инициировать начало этого процесса. Виктор Янукович придерживается прежней линии о секторальном сотрудничестве Украины с Таможенным союзом по формуле «3+1», то есть без полноправного членства. «Но возможность изменить позицию по этому вопросу – хороший рычаг влияния на те европейские структуры, которые хотят затормозить евроинтеграцию Украины», – отметил эксперт. Он считает, что в Европе все реже звучат призывы заблокировать Украину, не признавать итоги парламентских выборов, ввести санкции и т.п. И, напротив, все больше политиков приходят к выводу, что только сближение позволит продолжить процесс демократизации страны.
Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что и сама неожиданная поездка Януковича в Москву, завершившаяся без каких-либо очевидных результатов, нужна была, чтобы послать сигнал Брюсселю: «Если мы не сможем договориться по соглашению об ассоциированном членстве, включающем зону свободной торговли, то мы можем переориентироваться на Таможенный союз». Эксперт уточнил, что украинская власть в действительности пока не готова переориентировать направление внешней политики, но продолжает торговаться с партнерами.
К этому украинскую сторону вынуждают экономические проблемы, уверен эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. «Я вполне согласен с Тигипко. Шесть миллиардов долларов в год – огромная сумма, сопоставимая с объемом притока инвестиций. Сумма, позволяющая, как сказал вице-премьер, одномоментно повысить пенсии в стране на 25%. Высокие цены на газ – непосильная нагрузка, которую Украина не может долго нести. Тем более что возможности привлечения средств в экономику ограничены (МВФ пока не разморозил кредитование), а это сказывается на показателях работы всех отраслей».
Эксперт отметил, что Украина вряд ли может предложить российской стороне взамен за снижение цены на газ что-то стоящее, кроме политического решения об интеграции: «Я, кстати, не думаю, что членство в Таможенном союзе – это априори плохо для нас. Нужно считать. Как увеличится товарооборот. Какие средства мы сможем привлечь. Как на экономике скажется цена на газ в 160 долларов за 1 тысячу кубометров. Учитывая то обстоятельство, что в условиях высочайшей конкуренции мы мало что можем предложить европейскому рынку, может быть, нужно повнимательнее присмотреться к тем возможностям, которые предлагают нам в Таможенном союзе».
Эксперты сходятся во мнении, что визит Януковича в Москву и прозвучавшее политическое заявление о скорой перспективе решения газовых проблем стали пока только намеком Западу о необходимости снизить планку требований к Украине. В зависимости от того, как западные структуры оценят итоги парламентских выборов и какие решения будут приняты 14 ноября в отношении Украины Советом министров иностранных дел стран – членов ЕС, украинская власть определит, в каком направлении двигаться дальше, отмечают они. Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач считает, что все стороны попытаются сохранить статус-кво. И неопределенность в отношениях Украины с основными партнерами сохранится до президентских выборов 2015 года. Если Киеву удастся все это время держать под контролем экономическую ситуацию.
Киев