Вано Мерабишвили уверен в возвращении во власть.
Фото ИТАР-ТАСС
Победившая в парламентских выборах 1 октября коалиция «Грузинская мечта» (ГМ) увеличила представительство в парламенте восьмого созыва до 85 мест за счет успеха мажоритарных кандидатов на повторном голосовании в воскресенье. Окончательные итоги ЦИК Грузии объявит 20 октября. Пока же ГМ комплектует кабинет министров, а ушедшее в оппозицию «Единое национальное движение» (ЕНД) объявило о начале возвращения во власть.
В понедельник вечером стало известно, что после консультаций с президентом Михаилом Саакашвили генеральным секретарем ЕНД избран бывший министр внутренних дел и недавний премьер Вано Мерабишвили. Такое решение ЕНД, которому ряд аналитиков поспешил предречь развал и политическое забвение, свидетельствует о решительном настрое партии.
Мерабишвили, что бы о нем ни говорили сейчас, показал себя сильным менеджером, умелым организатором, и именно с его именем связана очень успешная на первых порах реформа МВД. Конечно, партийное строительство – это несколько иная сфера, но назначение столь сильной персоны на пост генсека – знаковое событие. Сам Мерабишвили заявил, что у него уже имеется план создания «новой, современной партии с учетом тех изменений, которые произошли в обществе и стране в целом». «Нашей целью является и будет возвращение во власть», – сказал Мерабишвили.
Отношения между Мерабишвили и лидером «Грузинской мечты», кандидатом в премьер-министры Бидзины Иванишвили довольно любопытны. В начале избирательной кампании Иванишвили призвал Мерабишвили примкнуть к оппозиции, желая видеть его союзником. Когда же этого не произошло, будущий победитель не пожалел комплиментов, назвав экс-главу МВД самым эффективным представителем уходящей власти. Подобное породило в Тбилиси пересуды о том, что Мерабишвили предложат еще раз возглавить МВД. Но и этого не произошло.
Назвав часть будущего кабинета министров, лидер «Грузинской мечты» взял недельную паузу для формирования экономического блока. В течение этого времени в его офисе побывали несколько бывших чиновников, руководивших различными ведомствами в последний период правления Эдуарда Шеварднадзе, ознаменовавшегося вопиющей коррупцией и регрессом страны. Такое их публичное появление, которое молва тут же связала с желанием вернуться во власть, не могло не насторожить общество, лакмусовой бумажкой настроения которого стали комментарии в грузинском фейсбучном пространстве: эйфория от победы над «националами» улетучилась, уступив место тревожным ожиданиям.
Во вторник Иванишвили назвал озвученные притязания на власть ЕНД совершенно несостоятельными: «У любой безвестной партии больше шансов, чем у них». А до того назвал кандидатов на остававшиеся вакантными министерские посты. Он удивил тем, что руководство энергетикой решил поручить известному в недавнем прошлом футболисту Кахе Каладзе, которому в ходе первого представления подчиненных отвел пост министра по развитию регионов и инфраструктуре, а также должность вице-премьера. «Переброска» экс-капитана сборной Грузии на энергетику, по мнению ряда наблюдателей, подтверждает кадровый голод в ГМ.
С такой оценкой, однако, не согласен известный эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили, сотрудничавший с Иванишвили, но после окончания победной избирательной кампании вернувшийся в свой кабинет руководителя Института исследований развития Грузии. «Переназначение Кахи Каладзе связано с тем, что Министерство по развитию регионов и инфраструктуры будет слито с Министерством экономики. Сам Каладзе известен не только как успешный футболист, но и как хороший менеджер. Он способный и быстрообучаемый человек, так что его назначение – разумное решение. Министр – это в первую очередь управленец, а у Кахи есть все данные для успешного выполнения миссии», – сказал «НГ» Хухашвили. По его словам, «кадровые сложности», о которых поговаривают в стране, следует понимать шире. При правлении Саакашвили и ЕНД по «классу профессионалов» был нанесен сильный удар. Одни пострадали по идеологическим соображениям, другие были выброшены из общественно-политической жизни, потому что работали в прежних правительствах, третьих подмяли, кто-то вынужден был уехать в поисках лучшей жизни за границу и т.д. «В этом плане Грузии действительно не хватает профессионалов. Но в отношении команды Иванишвили я бы не стал говорить о кадровом голоде. Он собрал знатоков своего дела, и то, что кто-то неизвестен мировой или широкой общественности, еще ни о чем не говорит», – считает Хухашвили.