Эмомали Рахмон устроит Владимиру Путину теплый прием.
Фото Reuters
Визит президента РФ Владимира Путина в Таджикистан 5 октября знаковый. В этот день президенту Эмомали Рахмону исполнится 60 лет, и в Душанбе ожидают царского подарка. А именно – подписания договоренностей с Москвой, аналогичных тем, что недавно подписала Киргизия. Источник «НГ» в правительстве Таджикистана сообщил: власти готовы продлить сроки пребывания в республике 201-й российской военной базы (РВБ), надеясь на ответный жест России – достроить Рогунскую ГЭС.
Собеседник также сообщил «НГ», что РВБ может быть расширена за счет станции космического слежения «Окно» и аэродрома «Айни». В числе других важных тем будут затронуты проблематика Горного Бадахшана, в советское время жившего на прямые дотации Москвы, и вопросы экономического сотрудничества с Пакистаном.
5 октября в Таджикистане объявлен выходным. Второй год подряд в республике отмечают День государственного языка, который совпадает с днем рождения таджикского лидера. В этом году ему исполнится 60 лет. Именно на дату юбилея назначены официальные переговоры президентов Владимира Путина и Эмомали Рахмона. Как сообщил «НГ» источник в правительстве Таджикистана, ничто не должно омрачить праздник – «все вопросы решены заранее». Эту же информацию подтвердил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Таджикистане Юрий Попов: «Очередной визит Владимира Путина в Душанбе откроет новую страницу в отношениях между Россией и Таджикистаном».
О том, что Таджикистан готов подписать соглашение по 201-й РВБ, «НГ» сообщила еще в июле (см. статью от 18.07.12 «Таджикистан хотел бы остаться в орбите России»). Источник «НГ», близкий к переговорному процессу, тогда сообщил, что таджикский президент готов подписать соглашение по военной базе на 49 лет, но взамен хочет определенные гарантии: «Таджикистан может оставаться в орбите России, а за это Рахмон желает сохранения власти и стабильности в стране. Россия этому может способствовать. Тем более что Рахмон всегда выполнял взятые обязательства и ни разу не сорвал стратегических соглашений с Россией».
Напомним, российские подразделения 201-й дивизии общей численностью 6800 человек дислоцируются в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе. В 2004 году был подписан договор на 10 лет, на основании которого в Таджикистане размещается российская база. Незадолго до завершения срока власти республики предложили перевести отношения на коммерческие рельсы, выставили многомиллионный счет и выступили за поэтапное продление соглашения. В Москве эти условия показались неприемлемыми. Переговоры с Душанбе растянулись на три года. В этом же контексте обсуждался и вопрос использования РФ аэродрома «Айни». Для России сегодня важно иметь в своем распоряжении «Айни». Поскольку современный характер войн все больше и больше смещается на воздушную компоненту, что показали события на Ближнем Востоке. А учитывая, что в 2014 году войска международной коалиции покинут Афганистан, то решать вопросы безопасности южных границ СНГ скорее всего предстоит России.
По мнению руководителя Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, по итогам визита Путина в Душанбе будут подписаны договоры, устраивающие обе стороны. «Но такого прорыва, как в Киргизии, все же не будет. В частности, соглашения в сфере гидроэнергетики ожидаются более скромные. Но и в этом случае Россия будет вкладывать немалые средства в экономику Таджикистана. В отношении российской военной базы никаких ультиматумов со стороны Душанбе ожидать не стоит. Выставлять неприемлемые, дикие условия – типа продлевать соглашения по РВБ каждые два года, как это пытались сделать министр обороны Шерали Хайруллаев и министр иностранных дел Хамрохон Зарифи, Рахмон не станет», – сказал «НГ» Александр Собянин.
По информации источников, Владимир Путин может предложить Таджикистану стать участником создающегося в Средней Азии водноэнергетического консорциума в обмен на достройку Рогунской ГЭС и строительство нескольких средних и малых электростанций на внутренних реках республики. «Проблема в том, что Душанбе сегодня не желает доминирующего положения России в своей электрогенерации. Инвестиции же подразумевают контроль над ними, иначе нет должной отдачи», – отметил Собянин. По его мнению, Таджикистану выгодно вхождение в консорциум из четырех крупнейших российских госкомпаний: это ИНТЕР «РАО», «РосГидро», Федеральная сетевая компания и Холдинг-МРСК (Межрегиональные сетевые компании). По плану на первом этапе в консорциум должны быть включены также электрогенерирующие мощности Киргизии и Таджикистана. Второй этап подразумевает соединение российской электроэнергетики со среднеазиатской, для чего надо будет заинтересовать Узбекистан и Казахстан. «Конечная цель стратегии – оптимальное удовлетворение потребностей в электричестве всей Центральной Азии», – пояснил Собянин. Только в этом случае в регионе будет устранено большинство противоречий. А итогом всей «комбинации» станет реализация проекта строительства высоковольтной линии электропередачи CASA-1000, связывающей энергетические системы Киргизии и Таджикистана с Афганистаном и Пакистаном. Россия, как известно, намеревалась вложить в реализацию этого проекта около 500 млн. долл. Проект CASA-1000 крайне важен и для Пакистана. Вопрос перетока электричества в этой стране планировалось обсудить в ходе визита Владимира Путина в Исламабад 2–3 октября. Однако по ряду причин поездка российского лидера была перенесена.
Еще один немаловажный вопрос, который, как предполагают эксперты, будет обсуждаться на встрече Путина и Рахмона, – ситуация в Горном Бадахшане, приобретающая черты вялотлеющего вооруженного конфликта. Памир фигурирует в глобальных стратегиях всех крупнейших игроков мира. Горный регион, как уже упоминалось, финансировавшийся в советское время напрямую из Москвы, теперь живет в основном на средства лидера исмаилитов Ага-Хана IV, что усиливает в этом крае сепаратистские настроения.