Президенты Узбекистана и Туркмении нашли общий язык по большинству вопросов.
Фото с сайта www.gov.uz
Президенты Туркмении и Узбекистана Гурбангулы Бердымухамедов и Ислам Каримов вчера в Ашхабаде в формате «один на один» обсудили вопросы регионального сотрудничества и международной политики. Главы двух государств, судя по сообщениям туркменских СМИ, выразили удовлетворенность совпадением взглядов по всем направлениям, в том числе по использованию и распределению водных ресурсов. По мнению экспертов, в Центральной Азии наметился раскол стран на две группировки.
Визит в Ашхабад Ислама Каримова стал второй за последний месяц поездкой к соседям. В сентябре он побывал в Казахстане. Главным итогом переговоров в Астане стала актуализация водной проблемы всего Центрально-Азиатского региона. Прозвучало даже тревожное заявление о возможной войне.
Проблема, способная взорвать Центральную Азию, связана с тем, что страны, находящиеся в верховьях главных рек региона Сырдарьи и Амударьи – Киргизия и Таджикистан, строят гидроэлектростанции. Наиболее крупные из них – Камбаратинская и Рогунская – с их гигантскими водохранилищами создадут проблему дефицита воды находящимся в низовьях Сырдарьи и Амударьи Узбекистану, Казахстану и Туркмении. Естественно, что эти страны отнюдь не в восторге от планов соседей, хоть и понимают их энергетические проблемы.
Особенно тяжело может прийтись Узбекистану. Дело в том, что здесь уже сейчас ощущается некоторый недостаток воды в сельском хозяйстве. Дальнейшее усугубление ситуации может вызвать рост социальной напряженности. А это, в свою очередь, может вызвать уже цепную реакцию недовольных селян во всем регионе. Поэтому инициативу по разрешению ситуации в свои руки взял Ислам Каримов, пытающийся найти в Астане и Ашхабаде союзников по противодействию строительству гигантских ГЭС в Таджикистане и Киргизии.
Судя по ряду признаков, ему удалось заручиться поддержкой президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Вчера к неафишируемому союзу присоединился и туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов – без воды остаться не хочет никто.
Центральная Азия раскалывается на две группы: в одной – Киргизия и Таджикистан, страны – поставщики воды и государства, имеющие в регионе довольно серьезный гидроэнергетический потенциал; в другой – потребители воды – Узбекистан, Казахстан и Туркмения. «Этот тренд начался несколько лет назад, когда провалился план создания в Центральной Азии водно-энергетического консорциума. Визит Ислама Каримова в Астану в сентябре и нынешний его визит в Ашхабад являются подтверждением продолжения этого тренда, но уже с позиции четкого формирования этих групп при активном участии первого лица Узбекистана», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев. По его мнению, проблема заключается в том, что данная политика бесплодна. «Методом конфронтации и нежеланием слушать друг друга общую проблему не решить», – убежден эксперт. Сатпаев считает, что попытку создания центральноазиатского консорциума необходимо повторить с учетом взаимных интересов. «Не только с определенных, жестких позиций, но и с учетом экономических интересов Душанбе и Бишкека», – сказал «НГ» Сатпаев.
Руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин в беседе с корреспондентом «НГ» обратил внимание на то, что на переговорах Каримова в обеих странах речь о воде шла в военном аспекте. «Когда президент огромной, 30-миллионной страны не у себя на родине и не для «внутреннего пользования», а на встрече с другим президентом прямым текстом говорит о том, что в случае нежелательного для Узбекистана развития событий в Киргизии и Таджикистане будет война, – это очень серьезно. Причем его заявление, похоже, подкрепляется эффективной американской политикой», – сказал «НГ» Собянин. По его словам, только за последнее время выяснилось, что США готовы вложить в экономику Узбекистана 3,8 млрд. долл., Южная Корея – кстати, военный союзник США, – еще 5 млрд. долл. «Это очень важно учитывать. Вдвойне важно потому, что Россия вкладывает в Киргизию, находящуюся в другом лагере Центрально-Азиатского региона, но заметно меньшую сумму – до 3 миллиардов долларов. Еще немного достанется Таджикистану, что выяснится в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Душанбе 5 октября», – отметил эксперт.
По мнению Собянина, Узбекистан не меньше волнует вопрос электричества. «Решимость России взять киргизскую и таджикскую электрогенерацию под свой контроль обеспокоила Ташкент. Это геостратегический курс России. Электричество, являясь реальной основой любого производства, оказывает более серьезное влияние на экономики стран региона, чем инвестиции. Похоже, США в регионе решили сделать ставку на Узбекистан и в этом союзнике хотят видеть не только регионального лидера по безопасности, но и экономического. Внутренний потенциал Узбекистана позволяет строить такие планы. У Ислама Каримова сегодня нет другого пути, как ускоряться по всем направлениям, в том числе через ужесточение внешней политики», – сказал «НГ» Александр Собянин.