0
2657
Газета СНГ Интернет-версия

28.09.2012 00:00:00

Для СНГ дешевого российского газа нет

Тэги: снг, газ, газпром


снг, газ, газпром Ялта готова принять высокопоставленных гостей.
Фото Владимира Захарина

Сегодня в Ялте состоится заседание Совета глав правительств стран СНГ. Завтра, как планируется, переговоры продолжатся в двусторонних форматах. Реализацию достигнутых договоренностей в курортном городе обсуждают бизнесмены, собравшиеся вчера на трехдневный инвестиционный форум «Ялтинские деловые встречи». Киев, еще в мае пригласивший гостей, надеялся на решение стратегических вопросов. Но в результате хозяевам придется довольствоваться только тактическим продвижением по отдельным направлениям.

Как сообщил Исполнительный комитет СНГ, в повестку дня сегодняшней встречи глав правительств включено два десятка вопросов. Одним из первых планируется рассмотреть присоединение Узбекистана к зоне свободной торговли (ЗСТ) Содружества.

Затем участники встречи утвердят перечень мероприятий на два ближайших года в рамках реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества до 2020 года. Еще одна программа касается «построения и развития информационного общества»: каждая из стран СНГ внесет свою лепту в ее реализацию. Параллельно планируется обсудить Концепцию информационного телеканала «Мир 24» на базе межгосударственной телерадиокомпании «Мир».

Премьер-министры примут решение по вопросу о формировании региональной консультативной группы СНГ в Совете финансовой стабильности – структуре, созданной странами «двадцатки» в 2009 году. Кроме того, планируется обсудить ряд организационно-структурных и финансовых тем, связанных с сотрудничеством в рамках СНГ.

Эксперты отмечают, что Киев в течение полугода возлагал особые надежды на эту встречу. Ведь она проходит за месяц до парламентских выборов. И через неделю после того, как для Украины вступил в силу Договор о зоне свободной торговли с СНГ. Планировалось, что полноправное членство в этом объединении позволит решить важные проблемы, а это, в свою очередь, даст возможность украинской власти отчитаться перед избирателями об успешной работе.

Самый главный вопрос, который Киеву хотелось решить при помощи механизмов ЗСТ, – снижение цены на газ. Еще летом чиновники заявляли сразу о двух возможностях: свободном допуске Украины к транзитным трубопроводам, позволяющим поставлять более дешевый газ из Средней Азии, а также об отмене в рамках ЗСТ экспортных пошлин на российские энергоносители, что позволило бы удешевить нефть и газ почти на треть.

Хотя оба проекта планировалось обсудить на нынешней встрече премьеров в Ялте, но российская сторона развеяла иллюзии. Две недели назад вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович подчеркнул, что снижение цен на газ для Украины возможно только в одном случае – при условии полноправного членства в Таможенном союзе. На днях замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач в ходе видеомоста Москва–Киев «Больше, чем СНГ: новый формат сотрудничества в рамках Содружества» уточнил, что зона свободной торговли не отменяет экспортные пошлины на энергоносители. «Согласован список, по которому во взаимной торговле Россия сохраняет экспортную пошлину на энергоресурсы. Это вопрос наших отношений не с Украиной, а с внешним миром: не может быть для Украины один режим, а для Германии другой», – сказал он, уточнив, что переговоры о доступе третьих стран к транзиту газа по российским трубопроводам еще ведутся. Он также заметил, что многие из транзитных проектов, которые Россия со следующего года будет реализовывать с партнерами, тоже вписаны в рамки Таможенного союза.

Эксперт Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что украинская сторона сама согласилась на такие условия создания ЗСТ в СНГ, которые не решают принципиально важных для экономики проблем. Он отметил: «В этом договоре есть более 100 пунктов исключений, притом по критическим для Украины группам товаров. В первую очередь это нефть, газ и другие энергоносители. Что касается энергетики, то этот договор не может Украине ни снизить цену на газ, ни обеспечить свободный транзит газа через территорию России из республик Средней Азии».

О том, что атмосфера в торговых отношениях не изменилась, свидетельствует и противостояние из-за утилизационного сбора на автомобили, и новые мясо-молочные конфликты, разгоревшиеся буквально накануне Ялтинской встречи премьеров. Что касается автомобильной сферы, то украинские чиновники утверждают, что уже сегодня может быть принято решение о взаимной отмене утилизационного сбора, введенного российской стороной с 1 сентября, а украинской – на две недели позже.

Но продвижение в решении одной проблемы компенсируется негативом в совершенно другой сфере: вчера стало известно, что Роспотребнадзор снова ограничил поставки на российский рынок продукции восьми украинских мясных и молочных предприятий. Сырная война, завершившаяся только весной, может разгореться снова и быть даже более масштабной. В Киеве уверены, что проблема не в качестве продукции, а в давлении с целью вынудить Украину вступить в Таможенный союз.

В июле, когда у Роспотребнадзора возникли новые подозрения в отношении украинских мясных и молочных продуктов, Верховная Рада молниеносно ратифицировала Договор о ЗСТ СНГ, хотя до того украинская сторона более полугода безуспешно добивалась внесения поправок в этот документ. После ратификации Роспотребнадзор на некоторое время ослабил нажим на украинских производителей. Тогда старший научный сотрудник Института экономики НАН Украины, вице-президент Центра экономического развития, экономист Киевского центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик сказал «НГ»: «Проводимая в Украине реформа структур, контролирующих качество продовольственной продукции, соответствует европейским стандартам и требованиям. Рискну предположить, что уровень защиты качества в ЕС выше, чем, скажем, в России. Геннадий Онищенко сомневается в безопасности украинской продукции, видимо, не по своей инициативе. Вопрос решается на другом, на политическом уровне. А поэтому и претензии Роспотребнадзора – это только повод, чтобы надавить на Украину, склонить ее к интеграции в экономические структуры СНГ. Лично я, как многие украинские экономисты, являюсь сторонником членства Украины в Таможенном союзе. Но должен признать, что такими методами Россия отталкивает Украину».

Сейчас ситуация такова, что украинская делегация на встрече в Ялте вынуждена будет отказаться от планов решить стратегически важные вопросы, а вместо этого заняться урегулированием множества мелких проблем, считает руководитель Института публичной политики Виктор Чумак. «В этом смысле переговоры в Ялте – никакая не веха, не переломный момент. Структуры СНГ, как и раньше, не являются действенным механизмом сотрудничества. Так что эта встреча пройдет в курортном режиме: в лучшем случае премьеры в благоприятной обстановке договорятся о решении того или иного вопроса на двустороннем уровне. Что касается самых важных для Украины проблем, то Россия использует и эту встречу, чтобы продемонстрировать: без интеграции в Таможенный союз никакие подвижки невозможны», – отметил он.

Между тем украинская партия власти все еще питает надежды. Лидер парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов считает, что ЗСТ СНГ позволит увеличить товарооборот на 35%. Премьер-министр Николай Азаров уверен, что это приведет к 2,2% роста ВВП. Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с СНГ Валерий Мунтиян заявил украинским СМИ, что спорные вопросы (в том числе относительно экспортных пошлин на энергоносители и широкого списка изъятий из режима свободной торговли) можно решить со временем. Но уже в следующем году вступивший в силу документ позволит Украине увеличить объем экспорта товаров в Россию более чем на 1 млрд. долл.

Но самым успешным проектом на сегодня считается сотрудничество в самолетостроении. Накануне ялтинского заседания стало известно, что украинская государственная корпорация «Антонов» решила все вопросы о совместном с Казанским авиационным производственным объединением имени Горбунова серийном производстве военно-транспортных самолетов Ан-70. Сейчас ведутся последние подготовительные работы, после которых министерства обороны двух стран приступят к заключительному этапу испытаний. В 2015–2016 годах должна начаться закупка этих самолетов, а также планируется начало производства модернизированного Ан-124-100 «Руслан». «Антонов» планирует подписать документы о создании СП еще и с корпорацией «Русские машины» – для производства самолетов Ан-140 на базе самарского завода «Авиакор».

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
644
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости