Фото Reuters
Правительство Украины собирается реанимировать административные нормы, препятствующие оттоку валюты за рубеж. Речь идет об обязательной продаже экспортерами государству 50% их валютной выручки, а также о регистрации всех внешнеэкономических контрактов, которые заключаются импортерами. Эти меры позволят властям удержать валютную ситуацию под контролем только в краткосрочной перспективе, считают эксперты.
Норма об обязательной продаже валютной выручки не нова для Украины. В начале 1990-х государство выкупало у экспортеров все полученные за границей доллары. Накопив за несколько лет собственные резервы, Нацбанк отменил норму. Но после кризиса 1998 года ее снова вернули в более мягкой форме: от экспортеров требовалось продавать государству не менее 50% валютной выручки. Регистрация операций по импорту в налоговой администрации тоже практиковалась несколько раз. После прихода к власти оранжевой команды в 2005 году было объявлено о либерализации, позволяющей предприятиям, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, самостоятельно распоряжаться полученными средствами.
Однако с конца прошлого года, когда в Украине были зарегистрированы первые волны ажиотажного спроса на иностранную валюту, с которыми Нацбанк справился с трудом, правительство вновь задумалось о необходимости административных мер. Минувшим летом в стране были установлены новые рекорды в разнице между месячным объемом покупки и продажи долларов и евро. Попытки населения конвертировать гривневые сбережения, как и решение многих предприятий приберечь валюту на зарубежных счетах, обеспокоили банкиров. Но позволили некоторым банкам сыграть на ситуации и установить нерыночный курс валют, что, в свою очередь, пошатнуло стабильность гривны и породило новую волну паники.
В тот момент Национальный банк Украины (НБУ), вступив в игру, выявил и обещал наказать банки, спровоцировавшие ажиотаж. Кроме этого, на рассмотрение Верховной Рады был внесен разработанный Министерством экономического развития и торговли законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле». Документ, который в ближайшее время планируется вынести на голосование, предполагает, в частности, возвращение к старым административным нормам, касающимся деятельности экспортеров и импортеров.
Руководитель НБУ Сергей Арбузов на днях в эксклюзивном интервью газете «Зеркало недели» рассказал, что правительство провело встречу с руководителями крупных предприятий, которым нововведения не нравятся: «Нам было что ответить. В частности, что валютные авуары, то есть средства, которые хранятся на заграничных счетах, выросли за последние три года в три раза – с 3 миллиардов долларов до свыше 9 миллиардов. Львиная доля этой суммы сформирована именно на счетах экспортеров. На чью экономику эти деньги там работают? Точно не на украинскую. Это искусственный дефицит платежного баланса и причина ужесточения политики Национального банка. То есть сами предприятия во многом являются причиной того, что платежный баланс нестабилен, а свободная ликвидность ограничена».
Владелец крупного предприятия, занимающегося экспортно-импортной деятельностью, сказал «НГ», что ничего страшного в планах НБУ нет: «Безусловно, это неудобно. Получив деньги за поставленный за рубеж товар, ты вынужден продать половину выручки государству по курсу НБУ. Но тебе самому нужны эти валютные средства – приходится покупать их на валютном рынке по коммерческому курсу. Работать можно, но конечная стоимость товара увеличится на сумму дополнительных расходов. Что касается регистрации импортных операций, то это – лишняя бюрократическая волокита, возможно, еще один источник коррупции».
Бизнесмен считает, что меры, добавляющие хлопот предприятиям, направлены в первую очередь против тех, кто под видом внешнеторговых операций выводит средства за рубеж. «Это массовое явление: заключаются какие-то фиктивные контракты, нечистые на руку таможенники регистрируют завоз товара, которого никогда не было. В теневой сфере из страны выводятся миллиарды долларов. А Нацбанк вынужден спасать ситуацию, расходуя валютные резервы. Понятно, что они хотят ввести заградительные меры, чтобы остановить отток валюты», – пояснил собеседник «НГ».
Чиновники отмечают, что в таких сложных условиях Центробанку удается пока и удерживать курс гривны, и своевременно погашать кредиты. В этом году Украина должна вернуть МВФ 3,7 млрд. долл. К концу лета внешним кредиторам было выплачено более 2 млрд. долл., по внутренним обязательствам – почти 4 млрд. долл.
Но в стране складывается дефицит валюты. Ведь объем импорта значительно превышает объем экспорта, пояснил «НГ» экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «Удержание стабильного курса национальной валюты хотя бы до парламентских выборов – это принципиально важный политический вопрос для власти», – сказал он. Выполнить задачу можно частично за счет валютных резервов НБУ, а частично путем перекрытия каналов оттока валюты и принудительными мерами по продаже части валютной выручки, полученной за рубежом.
Жолудь уверен, что эффект будет краткосрочным: «Проблема платежного баланса возникла несколько лет назад, она носит долгосрочный характер, и ее решение требует стратегического осмысления ситуации». Экономисты отмечают, что отрицательное сальдо внешней торговли связано как с неблагоприятной конъюнктурой для многих групп украинских товаров на внешних рынках, так и с подорожанием российских энергоносителей. Получается, что страна тратит на внешних рынках больше, чем зарабатывает. Разница должна сказаться на курсе национальной валюты, но власть продолжает удерживать его на уровне около 8 грн. к 1 долл. США, демонстрируя финансовую стабильность.
Хотя оппозиция прогнозирует сразу после парламентских выборов обвал гривны, Нацбанк обещает удержать ситуацию под контролем. Некоторые чиновники неофициально говорят, что сделать это можно будет только в одном случае – при вступлении Украины в Таможенный союз. Ведь тогда украинские товары получили бы зеленый свет на рынках стран-партнеров и объемы экспортных операций увеличились бы. А обещанное российскими лидерами снижение цен на газ уменьшило бы внешнеторговые расходы. Но в Киеве сейчас политически не готовы принять решение об изменении вектора интеграции. Поэтому власть пытается точечно решать проблемы знакомыми мерами.
Киев