Вадим Бровцев – известный российский предприниматель, в недавнем прошлом председатель правительства и и.о. президента Республики Южная Осетия. Он известен также как экономист, идеи которого вызывают интерес общественности. Вадим Бровцев рассказал корреспонденту «Независимой газеты» Михаилу Солопову о том, как работа в сложном кавказском регионе способна сформировать взгляды политика и бизнесмена.
- Уважаемый Вадим Владимирович! В последние годы Вы работали на передовых направлениях развития современной экономики и государственного управления. Как известно, это было сложное во всех отношениях время, включая наличие системного экономического кризиса. Считаете ли Вы, что кризис уже прошел, и наступает время экономического подъема?
- Это непростой вопрос. Мировой экономический кризис в той или иной степени дает о себе знать до настоящего времени. С повестки дня не снят вопрос о преобразовании международных производственно-экономических отношений, которые соответствовали бы современному уровню развития производительных сил. Идет интенсивный поиск решения таких задач во всех сферах общественной жизни. Полагаю, что в ближайшее время человечество должно вступить в совершенно иную экономическую систему, более эффективную и более справедливую, чем та, которая привела к кризису, начавшемуся в 2008 году.
- Мировой кризис – это неоспоримый факт. Фактом является и то, что идет поиск новой системы экономических взаимоотношений. Какой она видится Вам с позиций Ваших знаний и опыта?
- Мне представляется, что человечество вступило в завершающий этап новых глобальных трансформаций, которые принято называть «информационной революцией». Многое из того, что было характерно для индустриального общества, стремительно теряет свою целесообразность и модернизируется в сторону информационного общества, меняющего экономические, социальные, политические и даже идеологические принципы жизни людей. Все больше уже не сама по себе конкуренция становится источником повышения производительности труда, а эффективное применение достижений научно-технического прогресса во всех сферах общественной жизни, включая государственный менеджмент. В данной связи особо хочу выделить тот аспект, что современная Россия именно в этом направлении разворачивает свою инновационную деятельность. Примером здесь может служить создание «Сколково», ряда федеральных университетов. Особенно впечатляет создание Дальневосточного федерального государственного университета, который будет готовить высококвалифицированных специалистов мирового уровня по главным направлениям научно-технического прогресса. Все это работает, повторюсь, на повышение уровня развития производительных сил, которые с неизбежностью оптимизируют существующие производственные отношения, сделают их более эффективными.
- Не слишком ли Вы оптимистически смотрите на развитие производительных сил в условиях современной России?
- Абсолютно нет. Россия обладает мощнейшим научно-техническим потенциалом, с одной стороны, и, с другой, имеет огромный ресурсно-сырьевой потенциал. Соединив первое со вторым, и позволяет проводить в стране системную модернизацию. Мы обладаем как объективными, так и субъективными предпосылками для преодоления кризисных явлений в большей мере, чем кто-либо другой в современном мире.
- В то же время факты свидетельствуют, что последние двадцать лет интенсивного прорыва России в контексте развития мировой экономики не произошло.
- На мой взгляд, шел процесс, когда Россия, говоря словами Столыпина, «сосредотачивалась». В настоящее время страна, втянутая в мировые кризисные катаклизмы, вынуждена уже более интенсивно и рационально проводить свою внутреннюю и внешнюю социально-экономическую политику. О целесообразности инновационного развития производительных сил уже сказано, но особо необходимо сказать о евразийской идее, которая направлена на расширение жизненного пространства для бизнеса и решения других социально-экономических задач. Современная экономика не может развиваться в государственно-ограниченных рамках. Убежден, что Евразийское экономическое сообщество и прежде всего в форме создания Таможенного Союза в самое ближайшее время обеспечит взаимовыгодный прорыв в экономике многих стран и народов, живущих в рамках такого огромного географического пространства. Это не просто целесообразно, это экономически взаимовыгодно всем участникам складывающегося нового международного сообщества.
- Несколько вопросов о Южной Осетии, где Вам довелось в течение трех лет работать на особо ответственных должностях – руководителя Правительства Республики и исполняющего обязанности Президента. В какой степени современные международные и региональные трансформации оказали влияние на это молодое государство?
- Оказали и очень сильное. Мне довелось руководить Правительством Южной Осетией в необычайно сложное время, когда там сфокусировался ряд сложнейших проблем. Особо выделялись и отрицательно влияли на развитие страны последствия разрушительной грузинской агрессии 2008 года, почти двадцатилетняя экономическая блокада, искусственно навязанная Республики международная изоляция. Депрессивное развитие региона усугубляли также скрытые и открытые формы клановой борьбы национальных элит, масс-медийные провокации, и многое другое. Однако могу с нескрываемым удовлетворением сказать, что и в таких сложных условиях нам все же удалось конструктивно решать задачи восстановления РОЮ, преодолевать имеющиеся там экономические и социальные проблемы.
- Что Вам удалось сделать наиболее успешно за годы работы в Республике?
- Мы работали комплексно, системно, слаженно, и всей командой. Главным, что достигло Правительство, которое я возглавлял, заключается, полагаю, в следующем. Прежде всего был восстановлен механизм работы государственного менеджмента. Это необычайно важно, потому что лишь после создания работающей системы исполнительной власти стало возможным управлять экономикой и другими сферами общественного развития страны. Второе. Восстановление только одной системы управления, естественно, недостаточно. Управлять надо целенаправленно и конструктивно. В этой связи с помощью российских и местных специалистов были разработаны и в основном выполнены ряд государственных программ, которые включали решение проблем в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, в социальной и других гуманитарных сферах жизнедеятельности людей. Третье. Реализация таких программ была осложнена масштабными внутренними противоречиями. В таких условиях мы сделали нашу работу предельно прозрачной и гласной, привлекая к ее оценке широкие круги общественности. В частности, на сайте Министерства финансов РЮО предельно открыто показывали всю систему распределения средств, поступающих в качестве гуманитарной помощи из Российской Федерации и их реализацию, многочисленную другую соответствующую информацию.
Особо серьезный акцент был сделан на развитие сельскохозяйственного производства и обеспечение продовольственной безопасности страны. Мне представляется, что опыт такой работы может быть использован и нынешним руководством Республики.
- А как Вы оцениваете деятельность нынешней власти в РЮО?
- Нынешняя власть избрана демократическим путем, стремится действовать эффективно, но системной работы пока что не видно. Вероятно, нынешнему руководству Республики Южная Осетия приходится варьировать между различными группами экономических и политических элит, что очень мешает конструктивной работе. Однако уверен, что Президент РЮО Леонид Тибилов в состоянии справиться с поставленными перед ним задачами. В то же время все в руках самих жителей Южной Осетии. И Бог им в помощь, чтобы они справились с возрождением своей страны.
- Какие, на Ваш взгляд, политические перспективы развития Южной Осетии?
- В настоящее время РЮО – это независимое государство. С точки зрения реализации суверенитета на практике, то здесь народ Южной Осетии должен сам определяться, по какому пути идти. На сегодняшний день имеется один важнейший юридический и политический факт – это результаты референдума, где подавляющее большинство населения Республики Южная Осетия поддержала идею воссоединения с Российской Федерацией. Абсолютно уверен, что если состоится референдум сейчас, то результаты будут такими же. То есть народ свой выбор сделал. Пользуясь случаем, хочу сказать, что это честный, гордый и мужественный народ и я горжусь тем, что внес свой посильный вклад в его возрождение.
- Чем Вы сейчас занимаетесь? Не думаете ли Вы о карьере политика или государственного чиновника?
- О политике если думаю, то прежде всего об экономической политике. В данной связи имею свою собственную точку зрения относительно евразийской интеграции и экономических программ на постсоветском пространстве. Югоосетинский опыт позволяет на это смотреть достаточно квалифицированно и ответственно, но в настоящее время такие вопросы в основном рассматриваю в теоретическом плане. Так сложилось, что я работал преимущественно в различных системах управления, включая предпринимательскую деятельность и государственный менеджмент. Все это дает мне достаточно оснований для глубокого анализа происходящих процессов как с позиций государственника, так и с позиций бизнеса. В настоящее время возвратился в строительный бизнес, и работаю в этой самой мирной и созидательной сфере. Умею и знаю, как это делать. Более того, трехлетний опыт работы Премьером, исполняющим обязанности Президента РЮО позволил мне выйти на новый уровень понимания современной действительности и, в том числе, усилить, рационализировать некоторые подходы в своей профессиональной деятельности, тем более, что она и направлена именно на удовлетворение нужд самих людей.
- Большое спасибо за интервью. Желаю дальнейших успехов в Вашей многогранной деятельности.