Вчера Украина ввела утилизационный сбор на импортные автомобили, сделав таким образом свой выпад в начинающейся украинско-российской войне. Хотя правительство прилагало усилия, чтобы до конца месяца разрешить ситуацию мирно, президент потребовал от чиновников немедленно принять меры по защите украинского автопрома. В Киеве отмечают, что новый торговый фронт, как и недавние сырные войны, и газовое противостояние, вписывается в политику российского давления с целью вынудить Украину вступить в Таможенный союз.
С начала месяца, когда Россия ввела утилизационный сбор, среди украинских производителей началась паника. Представитель одного из заводов пояснил «НГ»: «У нас и так в этом году объемы производства снизились на 20–25%. Не только на нашем, почти на всех предприятиях, работающих в Украине. Если в России, куда поставляется до 90% украинских автомобилей, цены в связи с введением утилизационного сбора вырастут на 500–1000 долларов, то поставки потеряют смысл. Автопрома не будет». Собеседник «НГ» отметил, что проблемы производителей возникли еще до введения в России специального сбора: «У нас государственной поддержки – фактически ноль. А импортные автомобили завозятся с такими низкими пошлинами – 10%, что конкурировать почти невозможно».
Еще летом украинские предприятия лоббировали через правительство повышение ввозных пошлин на 15–25%. Но власть накануне выборов не хотела дразнить избирателей существенным подорожанием авто. По данным «Биржевого лидера», за первое полугодие украинцы приобрели новых автомобилей зарубежного производства на 2,2 млрд. долл., это почти на 40% больше, чем за такой же период прошлого года. В списке популярных производителей на первых местах – немецкие и японские компании, за ними – Россия, Южная Корея и Великобритания. В то же время в России была реализована львиная доля украинских автомобилей – на сумму около 142,5 млн. долл.
Гендиректор компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий рассказал агентству For-Ua: «В 2011 году мы экспортировали на российский рынок 40 190 единиц автотехники на 344 миллиона долларов. Это легковые автомобили «ЗАЗ» марок Chance (на нашем внутреннем рынке – Lanos), Sens, Chery Bonus (ЗАЗ Forza), это «Богдан-2110, -2111, -2310», грузовики «КрАЗ», автобусы «БАЗ», «Богдан». Но и россияне много поставляют к нам, мы для них – экспортный рынок № 1. В 2011 году из России к нам поступило 47 688 авто на 453 миллионов долларов, это не только Lada, «ГАЗы» и «УАЗы», но и иномарки – Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Renault Logan, Sandero, грузовики «КамАЗ», «Урал», автобусы «ПАЗ», «ЛиАЗ» и др. За 6 месяцев 2012 года импорт уже составил 211 миллионов долларов».
Введение утилизационного сбора, по оценкам экспертов рынка, существенно снизит присутствие украинских производителей на российском рынке. Потери могут составить до 350 млн. долл. в год. Поэтому правительство уже две недели пытается договориться с российскими коллегами об эксклюзивном режиме, предполагающем отмену российской защитной меры для Украины. В ответ чиновники пока слышат только одно: исключения возможны для членов Таможенного союза.
В минувший понедельник вопрос обсуждался в ходе встречи министра экономразвития и торговли Украины Петра Порошенко с главой коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко в Киеве. Украинская сторона предложила четыре варианта выхода из ситуации. Порошенко предположил, что уже к 28 сентября, когда в Ялте состоится саммит глав правительств СНГ, компромисс будет найден. Христенко уклончиво прокомментировал вопрос: «Двусторонние переговоры, насколько я проинформирован, уже достаточно активно сейчас проходят. И есть все основания полагать, что у них вполне может быть позитивный и оперативный результат, который будет связан скорее всего с гармонизацией этих политик в части утилизации… Вот в таком векторе находится сейчас эта работа, и я надеюсь, что она в ближайшее время будет завершена», – сказал он во вторник.
Все это время в правительственных структурах разрабатывался проект постановления о введении утилизационного сбора и в Украине. Но чиновники, грозя России возможностью введения зеркальной меры, опасались недовольства западных производителей. Ведь Украина, как сообщил премьер-министр Николай Азаров, обязалась беспошлинно закупать в странах Евросоюза 48 тыс. автомобилей в год. Поскольку утилизационный сбор невозможно ввести только для российских производителей, то новшество затронет и производителей из других стран, в том числе западные компании, которые начнут судиться по поводу «дискриминационной меры в торговле». Это, в свою очередь, осложнило бы и без того непростые отношения Киева с ЕС и США.
Президент Виктор Янукович в ходе состоявшегося во вторник в Днепропетровске совещания по вопросам поддержки реального сектора потребовал от чиновников защитить отечественное машиностроение, введя утилизационный сбор и распространив его действие также на сельхозтехнику. На попытку министра Порошенко пожаловаться на противодействие лоббистов глава государства возмутился: «Плохому танцору всегда что-то мешает. Что вы рассказываете и кому вы рассказываете? Я вам головы поотрываю, очень скоро. Сразу после выборов, если вы будете рассказывать и не делать. Я об этом сказал премьер-министру и сегодня вам говорю, всем остальным, кто сидит здесь, в первом ряду. Полтора месяца осталось. Хотите играть в политику – поиграете в политику. Рассказчики…».
После этого выпада многие эксперты предполагали, что правительство рассмотрит вопрос в экстренном порядке. И на вчерашнем еженедельном заседании проект постановления об утилизационном сборе был утвержден. В правительстве не стали ждать окончания украинско-российских переговоров.
«Позиции Украины в торговых вопросах с Россией слабы в первую очередь потому, что страна де-факто оказалась изолированной от Запада. Нам не к кому апеллировать. А Россия использует экономические вопросы как рычаги давления, чтобы вынудить Украину вступить в Таможенный союз. Поэтому и возникают сырные, мясо-молочные, автомобильные, другие торговые войны. Что касается утилизационного сбора, то тут бизнес-интересы российских производителей просто совпали с политическими интересами власти», – сказал «НГ» руководитель Института публичной политики Виктор Чумак. По его мнению, украинская сторона в создавшихся условиях не могла адекватно ответить, поскольку у нее связаны руки.
В начале месяца влиятельная газета «Зеркало недели», ссылаясь на свои источники в дипломатических кругах, сообщила, что президент РФ Владимир Путин дал украинскому коллеге Виктору Януковичу два месяца на размышления о направлении интеграции: «В ходе последнего личного разговора еще и был поставлен ультиматум: если в двухмесячный срок Киев не согласится вступить в Таможенный союз, его ждет такое охлаждение торговых отношений, что все нынешние ягодки покажутся лишь цветочками». Киев, как известно, пока отказывается от приглашения, надеясь на экономическую интеграцию в структуры Евросоюза. Эксперты считают, что все зависит от того, как на политическом уровне ЕС оценит украинские парламентские выборы в конце октября. От того, чем завершится кампания, вероятно, будет зависеть позиция президента Януковича на переговорах в Москве, которые планируются на время после выборов.
И Киев все еще тянет время, предлагая Таможенному союзу свои варианты сотрудничества, не предполагающие членства. В ходе встречи с Виктором Христенко глава украинского правительства Николай Азаров сказал, что и в Евразийской экономической комиссии (постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства) Украина видит для себя особую роль: «Мы хотели бы вам предложить рассмотреть вопрос представительства Украины при Евразийской экономической комиссии, а также наше желание участвовать в ее работе на правах наблюдателя». Российский гость пообещал, что в Москве подумают.
Киев