Статью Николая Азарова восприняли как попытку вернуть доверие европейцев к Украине.
Фото с официального сайта правительства Украины
Украина призывает РФ и ЕС вернуться к идее создания трехстороннего газотранспортного консорциума. Об этом на днях заявил в статье для немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung премьер-министр Николай Азаров. Эксперты в Киеве считают идею хорошей, но отмечают, что ее реализация зависит от «Газпрома».
Азаров в статье подтвердил стремление Украины «двигаться к интеграции с ЕС до приобретения статуса полноправного члена этого сообщества». И пояснил, что газовый консорциум мог бы стать связующим звеном в треугольнике Украина–Россия–ЕС. «Мы понимаем, что так называемые газовые конфликты Украины и России последних лет продемонстрировали необходимость совместной координации действий в вопросах энергетической безопасности.
Имею в виду сочетание интересов России как поставщика, Украины как транзитера, ЕС как основного потребителя», – написал украинский премьер.
Он заверил, что правительство готово передать в управление трехстороннему консорциуму газотранспортную систему (ГТС) Украины, которая, как признал Азаров, требует капитальной модернизации стоимостью в 4,5 млрд. евро. Это позволило бы на 30% увеличить пропускную способность украинской ГТС, отметил он. Упреждая вопросы, глава правительства вспомнил и об обходных маршрутах: «Недавние сильные морозы продемонстрировали, что ни «Северный поток», ни «Южный поток» не имеют и не могут иметь надежных газохранилищ, резервы которых могли бы быть задействованы в период особо низких температур. В Украине такие хранилища есть».
В Киеве статья премьера вызвала споры. Многие эксперты расценили ее как едва ли не последнюю попытку украинской власти заручиться поддержкой европейских структур, прежде чем принять решение о так называемом белорусском варианте, предполагающем передачу «Газпрому» на первом этапе половину акций ГТС. Эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук сказал «НГ»: «Наличие третьей, европейской стороны в консорциуме, конечно, сдерживало бы амбиции «Газпрома». С этой точки зрения идея вполне соответствует национальным интересам Украины. Но беда в том, что диалог с Европой фактически заморожен по всем направлениям. Поэтому статья Азарова может восприниматься как попытка украинской власти вернуть доверие, возобновить диалог с европейскими партнерами. Наша власть оказалась лицом к лицу с «Газпромом», который не идет на ценовые уступки, успешно строит обходные транзитные маршруты и выдвигает требования с позиции сильного».
Корольчук считает, что на данном этапе с украинской стороны речь идет только о политической декларации: «Никаких конкретных предложений в статье нет. Сказано, что недостатком обходных маршрутов является отсутствие хранилищ, но – ни слова о возможности использования украинских хранилищ на коммерческих, рыночных условиях. Заявлено о возможности увеличить пропускную способность ГТС, но кто видел конкретные планы – строительство каких новых веток планируется, какие направления будут развиваться или модернизироваться в первую очередь?» Эксперт считает, что, получив приглашение Азарова, все три потенциальных участника могли бы сесть за стол переговоров, согласовать позиции, договориться, кто, на что и на каких условиях претендует. «Но не думаю, что это произойдет: европейцы ориентируются на позицию «Газпрома», – добавил он.
Возможно, тот факт, что Еврокомиссия инициировала расследование против российской газовой компании, побудил главу украинского правительства к публикации статьи в немецкой прессе, предположил экономист Международного центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик. «Но как бы ни складывались отношения «Газпрома» с европейскими потребителями, на ситуацию с украинской ГТС это вряд ли повлияет. Слишком поздно. Говоря о надежности и стабильности поставок газа, европейцы уже вспоминают в первую очередь о Северном и Южном потоках. Украинский маршрут, который, конечно, и в дальнейшем будет обеспечивать часть транзита, все же утратил свое былое значение. И, пользуясь этим, Россия заняла категорически неуступчивую позицию в вопросе консорциума. «Газпром» ориентируется на белорусский вариант и не хочет возвращаться к проекту десятилетней давности», – сказал он «НГ».
Эксперт Института украинской политики Алексей Полтораков считает, что проблема гораздо шире, нежели просто борьба за пакеты акций украинской ГТС. Россия стремится реинтегрировать постсоветское пространство в виде анонсированного Евразийского союза. Одним из многих направлений такой деятельности является восстановление контроля над стратегически важными объектами вроде советской транзитной инфраструктуры. Украина же пытается включить эти объекты в новую систему экономических отношений в рамках Евросоюза. И это противоречие пока неразрешимо, потому идея консорциума, видимо, не будет реализована, отметил он.
Однако многие эксперты в Киеве допускают, что идея, озвученная Азаровым, не только не носит антироссийской направленности, но, напротив, может быть реализована в русле интересов «Газпрома». Руководитель энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко предположил, что в роли европейской стороны в консорциуме может выступить некая структура, либо аффилированная с российской компанией, либо претендующая на чисто номинальное представительство. В таком случае идея передачи контроля над ГТС не воспринималась бы оппозицией и частью общества как сдача национальных интересов, ведь формально консорциум включал бы европейскую сторону. А «Газпром» мог бы получить контроль де-факто над более чем 50% акций ГТС. Второй частью подобных договоренностей могло бы стать согласие российской стороны на снижение цены на газ для Украины, допустил эксперт.
Омельченко считает, что если подобные договоренности существуют, то в конечном итоге они ослабят позиции Украины в отношениях с Россией и негативно повлияют на отношения с ЕС. Он сомневается в том, что дело будет доведено до конца. Но и не верит в возможность создания консорциума, о котором Украина, Россия и Германия договаривались в 2002 году.
«Не нужно относиться к статье главы правительства как к программному документу. Это скорее политическое заявление. Возможно, Азаров просто хотел повлиять на Россию в вопросе подписания новых соглашений о поставках газа. Возможно, хотел напомнить европейским партнерам, что Киев не отказался от стратегической линии на евроинтеграцию», – сказал эксперт, заметив, что ситуация прояснится после запланированных на октябрь парламентских выборов.
Киев