0
3402
Газета СНГ Интернет-версия

23.08.2012 00:00:00

Киев попал в правовой капкан

Тэги: ес, украина, покушение


ес, украина, покушение Адам Осмаев останется пока в украинском СИЗО – до решения европейского суда.
Кадр из репортажа Первого канала

В треугольнике Украина–Россия–ЕС разыгрывается конфликт. Причиной послужила ситуация с чеченцем Адамом Осмаевым, который в феврале был задержан в Одессе по подозрению в подготовке покушения на Владимира Путина. РФ добивается его выдачи, ЕС требует повременить до выяснения всех обстоятельств. Вчера генпрокурор Украины Виктор Пшонка заявил, что его ведомство подождет решения Европейского суда по правам человека.

Сенсационная новость о предотвращении готовившегося на территории Украины покушения на Путина была обнародована за неделю до президентских выборов в РФ. Служба безопасности Украины (СБУ) подтвердила, что вышла на группу террористов случайно: 4 января в одесской квартире прогремел взрыв, на месте которого были найдены следы взрывчатки.

Привлеченные к расследованию сотрудники СБУ сообщили, что нашли на месте происшествия ноутбук, в котором содержались схемы передвижения по Москве высших должностных лиц РФ.

Кроме файлов, косвенно подтверждавших планы покушения, украинская спецслужба получила показания одного из подозреваемых – приехавшего в Украину из России гражданина Казахстана Ильи Пьянзина. Он рассказал, что второй участник банды, чеченец Руслан Мадаев, погиб при взрыве, который случился из-за технической ошибки. Главарем террористов Пьянзин назвал Осмаева, он же сообщил о связях Осмаева с Доку Умаровым.

СБУ оперативно передала всю информацию ФСБ, но предупредила, что судить террористов будут в Украине, где они и занимались преступной деятельностью. Следствие завершилось в конце июля. И Генпрокуратура РФ сразу же передала украинским коллегам запрос об экстрадиции. Ведь еще в апреле Лефортовский суд Москвы выдал санкцию на арест Осмаева и Пьянзина. Они обвиняются в создании вооруженной террористической группы, изготовлении орудий для совершения преступления, посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля. В России террористам грозит 25-летний тюремный срок, в Украине – на 10 лет меньше.

Малиновский районный суд Одессы постановил выдать подозреваемых России, а Апелляционный суд Одесской области отклонил ходатайство защиты. На прошлой неделе руководитель отдела по связям с общественностью украинской генпрокуратуры Юрий Бойченко сообщил, что выдача Осмаева может произойти в ближайшее время: «Сроки будут зависеть от согласованности действий сторон – пенитенциарных служб Украины и России, а также конвойной службы, которая будет этапировать Осмаева к границе с Россией».

Адвокат, руководитель Общенационального центра по защите конституционных прав в Украине Валерий Кочетов заявил о незаконности этого решения: еще в июне Осмаев попросил политического убежища, что по закону означает, что он отказался от российского гражданства, а значит, нет оснований для выдачи его именно РФ. Кроме того, он прибыл в Украину по поддельным документам, а поэтому СБУ вначале обязана выяснить, кем на самом деле является подозреваемый. Адвокат пояснил, что Осмаева ни в коем случае нельзя экстрадировать, поскольку может оказаться, что он невиновен, но до этого момента он уже не доживет. «Он исчезнет без вести, не доедет до этапа. Или окажется в психушке, где ему сделают пять-шесть уколов, и он станет «растением», – считает адвокат.

Сам Осмаев передал обращение, которое было обнародовано некоторыми СМИ. Он сообщил о применявшихся по отношению к нему пытках, о том, что в момент ареста больше всего опасался за судьбу отца, который тоже в феврале был арестован, однако позже выпущен на свободу. Осмаев в обращении заявил: «Следователь после моего несогласия брать на себя вину за несовершенное преступление заявил мне, что если я добровольно не признаюсь в соучастии в подготовке покушения на Путина, меня выдадут в Россию, где надо мной долго будут издеваться, а потом просто убьют. В случае признания следователь пообещал мне, что я получу небольшой срок и ни в коем случае не буду экстрадирован. После такой физической и психологической обработки я, находясь в состоянии полной депрессии, согласился с тем, что я – Адам Осмаев и что я принимал участие в подготовке покушения на Путина».

Кроме того, Осмаев сообщил, что в допросах принимали участие представители ФСБ, хотя формально до сих пор дело велось только силами СБУ: «Офицер ФСБ прямо заявил мне, что «такая чеченская тварь, как я, не заслуживает права на следствие, на суд и человеческую смерть». Обвиняемый сейчас заявляет о своей непричастности к террористической деятельности и невиновности в инкриминируемых ему преступлениях, он возложил на украинский суд вину за свою смерть в случае экстрадиции в Россию.

Адвокаты успели обратиться в Европейский суд по правам человека, который оперативно рассмотрел дело, ссылаясь на то, что речь может идти о жизни и смерти. В минувшую пятницу европейский суд порекомендовал украинской стороне не выдавать подозреваемого до полного выяснения всех обстоятельств. Жена Осмаева, гражданка Украины Амина Окуева, сразу же обратилась к президенту Януковичу с просьбой проявить политическую волю, чтобы выполнить рекомендацию европейской стороны. Она уверена, что Пьянзин был подсадной уткой, необходимой ФСБ для розыгрыша предвыборной комбинации, жертвой которой якобы стал Осмаев.

Янукович публично не отреагировал на письмо, но процесс экстрадиции был приостановлен. Эксперты в Киеве считают, что на ситуацию повлиял другой скандал: 15 августа Украина выдала России жителя Ингушетии, имя которого не разглашается, который по международному законодательству был признан беженцем. Евросоюз в лице верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссара по вопросам расширения и политики соседства Штефана Фюле крайне негативно отреагировал на ситуацию. Европейские высокопоставленные чиновники и Агентство ООН по делам беженцев обвинили Украину в нарушении международных конвенций. На этом фоне выдача Осмаева только ухудшила бы ситуацию.

Эксперт Института украинской политики Алексей Полтораков обратил внимание «НГ», что речь идет о принципиально разных вещах: выдаче беженца и экстрадиции преступника. «Этот вопрос перешел в политическую плоскость только потому, что покушение на Путина – это политика. Но, абстрагировавшись от эмоционального восприятия, мы увидим, что вопрос сводится к тому, где судить человека, совершившего преступление, – в Украине или в России. ЕС рекомендует в Украине. Но у нас и с Россией, и в рамках СНГ подписано множество договоров о сотрудничестве и взаимодействии силовых структур. Если российская сторона представит Украине весомые доказательства вины Осмаева, улики против него, то можно будет предъявить их Евросоюзу – как основание для экстрадиции преступника на родину. Это не проблема уровня политических отношений в треугольнике Украина–Россия–ЕС, а частный случай, который вполне могут разрешить на своем уровне руководители МВД и спецслужб двух государств», – считает Полтораков.

Эксперт Международного института демократий Сергей Таран сомневается, что все так просто. «Эта история с самого начала вызывала много споров и подозрений. Как-то уж очень вовремя, прямо накануне сложных российских президентских выборов все произошло. Не только европейские, но и многие украинские политики до сих пор допускают, что СБУ, своевременно поймав террористов-чеченцев, сделала тактический ход, создающий украинской власти благоприятные условия для нового знакомства с Владимиром Путиным. Напомню, в тот момент в Киеве возлагали надежды на решение и газовой, и множества других проблем после завершения российских президентских выборов».

Таран считает, что для Украины сейчас имеет смысл сослаться на рекомендацию европейского суда, чтобы отложить экстрадицию Осмаева и хорошо перепроверить все факты. Так и поступил вчера гепрокурор Украины Виктор Пшенка. Он заявил, что Генеральная прокуратура не будет экстрадировать главного подозреваемого по делу о подготовке теракта против президента РФ Владимира Путина Адама Осмаева до принятия решения Европейским судом по правам человека о законности его экстрадиции. «Подождем этого решения (ЕСПЧ) и потом Генпрокуратура будет принимать свои решения», – сказал генпрокурор.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1573
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1497
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1268
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1441

Другие новости