Ричард Лугар давно на короткой ноге с Михаилом Саакашвили.
Фото с официального сайта президента Грузии
Сенатор от Республиканской партии США Ричард Лугар прибыл в Тбилиси на открытие медицинской лаборатории своего имени. В воскресенье он встретился с теми оппозиционными силами Грузии, у которых высокие шансы на успех в парламентских выборах 1 октября – членами коалиции «Грузинская мечта» и Христианско-демократического движения. Разумеется, состоялась также встреча с президентом Михаилом Саакашвили и совместная пресс-конференция.
Визит Лугара в Тбилиси получился с медицинским оттенком. Он принял участие в торжественной церемонии открытия Центральной справочной лаборатории общественного здравоохранения, а потом с советником министра по вопросам оружия массового уничтожения (ОМУ) Эндрю Вебером закладывал фундамент нового здания Национального центра по контролю за заболеваниями, в котором разместятся также офисы Центра контроля заболеваний США и Армейского исследовательского института имени Рида.
В Тбилиси уже есть памятник Рейгану, проспект Буша-младшего, улица дипломата Холбрука. Увековечены в городской топонимике Качиньский и, кажется, Адамкус. Лугару, также являющемуся большим другом Грузии – особенно по части противостояния с Россией, выпала более скромная на первый взгляд участь. Его имя присвоено упомянутой центральной лаборатории. Сам сенатор, однако, высоко оценил жест грузинских властей и с благодарностью выслушал панегирик от Михаила Саакашвили.
Грузинский лидер подчеркнул, что лаборатория была построена на американские инвестиции и учреждение станет кузницей не только грузинской науки, но и появится школа региональных ученых. А присвоением учреждению имени Ричарда Лугара грузинская сторона обозначила вклад американского политика в дело уменьшения ядерной, химической и биологической угрозы в мире: известно, что после распада СССР сенатор у себя на родине успешно лоббировал идею очищения Казахстана от «практических остатков» советских программ по производству ОМУ. Поэтому Саакашвили говорил о важной роли сенатора-республиканца не только в США, но и за их пределами, и в частности в Грузии. От его внимания, конечно, не ускользнуло, что Лугар приколол значок в память грузинских военнослужащих, погибших в августе 2008 года. Речь гостя в целом свелась к известному в Грузии тезису, что США поддерживают ее демократическое развитие.
Очевидно, с этой целью Ричард Лугар уделил почти час внутриполитическому оздоровлению Грузии и встретился с оппозицией. Переговоры прошли в закрытом режиме в одном из центральных отелей Tbilisi Marriott. По официальной информации, встречавшиеся обсудили отношения между Тбилиси и Вашингтоном, а также вопросы, связанные с внешними угрозами Грузии и роль США в их предотвращении. По скупым комментариям оппозиционеров, сделанным по окончании переговоров, стало ясно, что Лугар беседовал и о приближающихся выборах, и о важности не допустить раскола в грузинском обществе.
Лидер ХДД Георгий Таргамадзе сообщил журналистам, что США будут наблюдать за избирательным процессом, и выразил надежду, что сыграют в этом деле позитивную роль. «В результате этих выборов мы должны завершить доминирование одной партии в парламенте и во всем политическом пространстве. Все, кто разбирается в грузинской политике, хорошо это понимают. Об этом знают и наши американские партнеры, которые болеют за будущую демократию и единство Грузии...» – заявил Таргамадзе.
Лугар в Тбилиси продлил относительно недавно принятый Вашингтоном формат визитов в Грузию. Вняв критике оппозиции в период очередного внутриполитического напряжения, приезжающие в страну представители американского политического истеблишмента стали встречаться не только с властями, но и ее противниками. Демонстрируя таким образом по мере возможности равноудаленность от местных политических центров и дистанцируясь от обвинений оппозиционно настроенной части общества в поддержке «режима Саакашвили». А как на самом деле?
Сложная ситуация в регионе не дает основания полагать, что США не заинтересованы в продолжении политики Тбилиси в российском направлении. Отсутствие отношений с Грузией, а следовательно, и возможности влиять на нее, и осложненные фактором Карабаха отношения с Азербайджаном не оставляют России особых возможностей для реализации стратегических планов. И наоборот, облегчают задачи США. Официальный Тбилиси для оздоровления отношений с Москвой выдвигает заведомо неприемлемое для нее предусловие – вывести войска из Абхазии и Южной Осетии. В то время как наиболее опасный его оппонент, лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили восстановление отношений с Россией упоминает в ряду важнейших задач Грузии – интеграции в ЕС и НАТО – без каких-то увязок с чем-то. С учетом этого Вашингтон вряд ли будет огорчен, если положение правящего «Национального движения» после 1 октября не изменится.