Габалинская РЛС пока остается в аренде России.
Фото Reuters
Азербайджан не только ведет переговоры о продлении срока аренды Габалинской радиолокационной станции (РЛС), но намерен в рамках борьбы с международным терроризмом разместить вдоль Каспийского побережья семь РЛС. Нужны они Военно-морскому флоту, Береговой охране и Государственной пограничной службе Азербайджана для морской разведки, обнаружения контрабанды и борьбы с распространением оружия массового поражения.
Информация о семи РЛС появилась после публикации специального доклада Управления по борьбе с терроризмом Госдепартамента США за 2011 год, в котором отмечены определенные успехи правительства Азербайджана в области борьбы с терроризмом, нераспространения биохимических угроз, отмывания грязных денег и усиления пограничного контроля.
Эта новость в республике не вызвала особого ажиотажа. Более того, как аналитики, так и периодические издания страны напрочь отмели мысль о том, что эти системы могут быть направлены против соседей. Независимый военный эксперт Низами Сеидов в интервью «НГ» заявил, что данные РЛС, во-первых, маломощны, во-вторых, они необходимы Азербайджану именно для охраны и осуществления мониторинга морских границ страны. Подобные системы, по мнению Сеидова, есть на вооружении практически у любой страны, имеющей морские границы, и не стоит из этого делать сенсацию.
Если в вопросе с этими системами все вроде бы ясно, то конца переговорам по продлению сроков аренды Габалинской РЛС между Азербайджаном и Россией пока не видно. И это несмотря на то что времени для принятия окончательного решения остается все меньше и меньше.
Накануне, комментируя информацию о предложениях российской стороны по Габалинской РЛС, которые были изложены в «НГ», заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Али Гасанов отметил, что в этих переговорах азербайджанская сторона имеет свои интересы, свой подход, представители России – свои интересы и свой подход.
«Во всяком случае, в данном вопросе мы ожидаем демонстрацию максимально конструктивной позиции, принятия представителями России и Азербайджана оптимальных решений, удовлетворяющих обе стороны», – заявил журналистам Гасанов. При этом он подчеркнул, что уступки здесь возможны лишь в известных рамках. Если одна из сторон пойдет на какие-либо уступки, выходящие за пределы этих рамок, это может привести к серьезным потерям другой стороны. В данном вопросе важно найти всесторонне продуманные варианты, устраивающие обе стороны. Считаем, что будут приняты именно такие решения, полагает Али Гасанов.
Напомним, что разговоры о продлении сроков аренды начались в июне прошлого года и цена вопроса постепенно увеличивалась: сначала Баку изменил сумму с 7 млн. до 15 млн. долл. в год; затем поднял ее до 300 млн. долл. в год.
Некоторые азербайджанские политики воспринимают Габалинскую РЛС как пережиток прошлого. К примеру, депутат, член парламентского комитета по международным отношениям Асим Моллазаде считает, что ни России, ни Азербайджану эта станция не нужна и ее следует превратить в музей «никому не нужного динозавра» времен холодной войны. Между тем далеко не все согласны с подобной постановкой вопроса.
Своим видением ситуации поделился с азербайджанскими журналистами старший научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, специалист по Кавказу, доктор политических наук Гордон Хан. По его словам, «постоянно растущая напряженность в тех регионах, которые покрывают радиус действия Габалинской РЛС, делает станцию стратегически важной и увеличивает ее финансовую составляющую. Поэтому я считаю, что Россия сделает все возможное, чтобы добиться компромисса в этом вопросе». Более того, эксперт уверен, что России нужен доступ к этой станции, так как РЛС может стать козырной картой в переговорах с США по ПРО. С другой стороны, иранские правители сегодня делают все, лишь бы усложнить жизнь Азербайджану, и сделают еще больше, если станция в итоге достанется не только РФ, но доступ к ней будут иметь еще и американцы, считает эксперт.
Комментарий ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктора Литовкина: «Все действия Азербайджана, направленные на поддержку США в иранском вопросе (размещение на своей территории семи радиолокационных станций, призванных следить за ситуацией на южном направлении, выявление и аресты тегеранских шпионов, да и непомерные требования к России об увеличении в разы платы за аренду Габалинской РЛС СПРН, как и другие подобные действия) имеют одну, но явно выраженную цель. Получить решающую поддержку США в решении своего наболевшего вопроса об освобождении Нагорного Карабаха».
В Баку хорошо понимают: у армянской диаспоры есть в США могущественное лобби в Белом доме, Сенате и Конгрессе, которым Азербайджан в силу исторических причин не располагает. И его попытки решить карабахский вопрос силовым путем наткнутся не только на серьезный отпор со стороны России и Организации Договора о коллективной безопасности, которые связаны с Арменией союзническими обязательствами, но и на резкое противодействие со стороны Вашингтона и, естественно, его союзников. И для того чтобы этого не случилось, власти апшеронского государства идут на многие жертвы, даже обостряя свои отношения с Москвой и Тегераном, но только во имя единственной, но главной цели – возвращения Карабаха. С чем связана судьба всей нынешней политической элиты страны. Пока, несмотря на все многочисленные усилия, это не удается.