0
2888
Газета СНГ Интернет-версия

29.06.2012 00:00:00

Антинацисты в Киеве днем с огнем ищут нацистов

Тэги: неонацизм, нацизм, антифашисты


неонацизм, нацизм, антифашисты Сторонников «Свободы» многие называют националистами.
Фото с официального сайта партии «Свобода»

Российские правозащитники подтолкнули украинских коллег к созданию коалиции «Украина без нацизма», подобной аналогичному российскому движению. В Киеве только начался объединительный процесс, но его участники уже запутались, кого считать врагами. На учредительном собрании в контексте проблемы неонацизма чаще других упоминались праворадикальная партия «Свобода» и родственные ей общество «Тризуб», организация «Патриот Украины». С таким подходом не согласился лидер коалиции, первый президент Украины Леонид Кравчук.

В коалицию вошли организации Международный антифашистский фронт, Антифашистский форум, Международный комитет защиты прав человека, Общевоинский союз и правозащитное движение «Украина без нацизма».

Лидер движения Кравчук рассказал украинским СМИ, что к идее объединения его подтолкнул руководитель «России без нацизма» Борис Шпигель: «Он приехал, встретился со мной; пообщались и пришли к выводу, что мир сейчас очень активизируется с точки зрения радикализма и нацизма. И эти радикальные экстремистские линии приводят к крайним формам и методам». Противодействовать им силами гражданского общества и собирается украинская коалиция.

Правда, у ее участников, как выяснилось, разные представления о том, с чем предстоит бороться. Многие выступающие заявляли об угрозе со стороны партии «Свобода». Кравчук не согласился: «Я не считаю «Свободу» фашистской или национал-фашистской организацией. Это национальная организация, больше подверженная национальному экстремизму, чем спокойной национальной жизни. Украина не может национализм считать нацизмом». Путаница в понятиях может привести к тому, что жители Западной Украины сочтут неонацистами сторонников пророссийских организаций в Донбассе или в Крыму, пояснил он.

Представители «Свободы» тоже возмутились. Один из членов партии, отказавшись комментировать ситуацию под запись, неофициально сказал «НГ», что антинацистскую коалицию создали украинофобы – «под руководством российских товарищей». «Соседнее государство использует все средства для раскола Украины. А наши «подпевалы», необразованные люди, получившие власть, не знают разницы между нацизмом, неонацизмом, национализмом. Для них все, что за пределами Донбасса, – враждебная территория. И с Россией, под чью дудку сейчас пляшут, дружат в той степени, в которой это нужно для предвыборной кампании. А как только начинается тема денег, бизнеса или, например, цены на газ – дружба у них заканчивается». Представитель «Свободы» уверен, что Кравчук попал в эту компанию только потому, что хочет остаться в политике, и использует для этого все средства.

Руководитель Института публичной политики Константин Бондаренко согласился, что у каждого участника новой коалиции свои цели: «Пророссийские и связанные с Россией организации преследуют предвыборные цели: безосновательно обвиняя «Свободу» в неонацизме, они одновременно добиваются снижения популярности праворадикальной партии в западных областях и повышения собственного рейтинга на востоке и юге страны». Эксперт согласился, что подобные действия повышают уровень межрегиональной нетерпимости в Украине, но заявил, что стране не грозит раскол: «И националисты, и их противники пользуются поддержкой примерно 5% граждан. То есть ситуация замыкается на 10% населения, поддерживающего те или иные радикальные течения. Это не значит, что даже эти люди готовы перейти от слов к действиям. Они могут симпатизировать тому или иному политику, но не выйдут на улицы, чтобы защитить декларируемые лозунги».

Эксперт счел убедительной иллюстрацией сказанному ситуацию с законом о региональных языках: граждане разделились на защитников украинского и сторонников повышения статуса русского, но, несмотря на призывы многих политиков, не стали врукопашную отстаивать свои взгляды. Один из соавторов упомянутого закона, депутат Вадим Колесниченко, напротив, уверен, что ситуация продемонстрировала существование в Украине реальных угроз: «Это очень острая проблема – рост неонацистских тенденций. Нежелание предоставить людям право оформлять документы, учить детей, печататься на родном языке и, например, попытка выслать меня, как автора законопроекта, за пределы государства – это признаки украинского национал-фашизма». Колесниченко считает крайне опасным для страны, если политики, исповедующие подобные взгляды, придут к власти. Поэтому, по его мнению, деятельность антинацистской коалиции важна, в том числе в сфере просвещения.

По данным социологического опроса, проведенного в начале месяца Центром Разумкова и фондом «Демократические инициативы» им. Кучерива, в Верховную Раду по итогам октябрьских выборов пройдут Партия регионов (27,6%), объединившаяся оппозиция в лице «Батькивщины» и Фронта перемен (25,6%), партия «УДАР» боксера Виталия Кличко (9,7%), Компартия (7,1%). «Свобода», по данным этого опроса, остается за бортом (3,1%), хотя лидеры партии и некоторые социологи прогнозируют правым радикалам 5–8% голосов.

Некоторые эксперты допускают, что представители партии власти начали реализацию антинацистского проекта, вплетя в него борьбу со «Свободой», чтобы нарастить популярность радикалов. Еще в прошлом году, когда лидеры партии стали регулярно появляться в эфире общенациональных телеканалов, немецкий политолог Андреас Умланд публично сформулировал мнение украинских коллег: небольшая фракция «Свободы» в украинском парламенте нужна власти, чтобы на этом фоне фракция партии власти выглядела более адекватно и демократично. «Когда-то при Кучме роль придворного шута в Верховной Раде играла фракция прогрессивных социалистов, регулярно своими выходками продуцировавшая информационные поводы и отвлекавшая внимание», – сказал «НГ» один из украинских политиков, допускающий, что такая же роль в новых обстоятельствах уготована «Свободе». «Обвинив в неонацизме, дали им возможность показать, что они вовсе не имеют ничего общего с этим явлением, – чем не повод для пиара? Тем самым подстегнут избирателей: власти нужно, чтобы «Свобода» перешагнула пятипроцентный барьер», – считает собеседник «НГ».

По его мнению, инициаторы создания антинацистской коалиции смогут реализовать еще две цели: активизировать своих избирателей на востоке и юге, а также наладить новые линии отношений с Россией, где борьба с неонацизмом, по словам Бориса Шпигеля, может уже к осени вылиться в рамки государственной целевой программы. К ней, возможно, смогут подключиться и украинские организации, если, конечно, к тому времени не разругаются из-за разного представления о врагах и товарищах. «Все дело в том, что в Украине, к счастью, нет проблемы неонацизма. У нас вполне благополучная ситуация, даже если сравнивать со странами ЕС. Отдельные проявления ксенофобии, расизма есть, но они носят характер единичных случаев», – сказал политолог Бондаренко, отметив, что не слышал о неонацистских организациях в Украине. Кравчук считает, что даже с отдельными проявлениями стоит начинать бороться уже сейчас, «не дожидаясь девятого вала».

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1737
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1647
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1414
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1603

Другие новости