У молдавских авиаторов появились серьезные конкуренты в Европе.
Фото с официального сайта Air Moldova.md
Молдавия и Европейский союз подписали соглашение о создании единого воздушного пространства. Это произошло в Брюсселе во время заседания комитета по сотрудничеству Республика Молдова – Европейский союз. Соглашение будет способствовать привлечению в Молдову низкобюджетных авиакомпаний low-cost, что приведет к снижению цен на авиабилеты, сообщил «НГ» источник в правительстве республики, заметив, что при этом молдавские авиакомпании могут не выдержать конкуренции с западными.
Молдаване летают в Европу так же часто, как и в Москву, причем самолеты по этим направлениям всегда загружены под завязку. Это объясняется как бизнес-интересами молдавских граждан, так и работой для гастарбайтеров, которая есть в ЕС и России. Раньше к месту работы трудовые мигранты из Молдавии добирались чаще поездом (на российском направлении) и автобусами (в европейском). Но когда железнодорожные билеты стали стоить столько же, сколько авиа, спрос на самолеты возрос. Теперь в Кишиневе говорят о снижении цен на европейские рейсы. Население давно ждало момента, когда Молдавия войдет в единое воздушное пространство ЕС, связывая это с приходом на рынок страны низкобюджетных авиакомпаний low-cost. В том, что пассажиры от перемен на молдавском авиарынке выиграют, в республике никто не сомневается. И не только в том, что касается цен на билеты, – все уверены: летать станет безопаснее и комфортнее. Об этом во вторник в Брюсселе во время подписания соглашения о полноправном «членстве» Молдавии в европейском небе говорил и премьер-министр республики Владимир Филат.
Как сообщают в пресс-службе правительства Молдавии, премьер подчеркнул, что подписание соглашения о едином воздушном пространстве между Молдовой и ЕС является очень важным элементом для интеграции республики в авиационный еврорынок, перехода на высокие стандарты безопасности полетов, либерализации рынка авиауслуг. По его словам, заключение соглашения крайне важно для авиакомпаний его страны, поскольку исключает ограничения по географии полетов, частоте рейсов, вместимости самолетов, открывает доступ к рынку ЕС с населением 500 млн. человек. Филат отметил, что повышение доступности авиатранспорта неизбежно приведет к активизации сотруднических связей между деловыми людьми Молдовы и бизнесменами из различных стран и регионов ЕС. По его мнению, подписание соглашения о едином воздушном пространстве позволит улучшить качество предоставляемых услуг, будет стимулировать конкуренцию на авиационном рынке. Он обратил внимание на то, что главную выгоду от подписания соглашения извлекут простые граждане, пассажиры, которые получат доступ к услугам авиаперевозок более высокого качества и смогут приобретать авиабилеты по более низким ценам.
Между тем, как заметил «НГ» источник в правительстве Молдавии, в воздушной интеграции есть не только плюсы, но и минусы, которые коснутся в основном местных авиаперевозчиков. Молдавские компании боятся, что в страну «приведут их иностранных конкурентов и они вытеснят национальных перевозчиков», пояснил источник. Он добавил, что лоббисты у такой перспективы есть и они в числе действующих министров. При этом собеседник «НГ» согласился с тем, что «в любом случае конкуренция будет на руку населению, которое будет летать с удобствами и дешевле». Но только в страны ЕС. Перелет в Москву останется дорогим.
В церемонии подписания соглашения принял участие заместитель председателя Еврокомиссии, европейский комиссар по транспорту Сийм Каллас. Как сообщает pan.md, он отметил, что присоединение Молдавии к единому воздушному пространству ЕС принесет существенные выгоды как простым авиапассажирам, так и бизнесменам и будет содействовать развитию отрасли авиатранспорта, поскольку повысится безопасность полетов и улучшится качество услуг благодаря внедрению европейских стандартов. Еврокомиссар подчеркнул, что соглашение о едином воздушном пространстве между Молдовой и ЕС является первым отраслевым соглашением, подписанным сторонами.
Напомним, Республика Молдова и Евросоюз начали переговоры о подписании соглашения о создании единого воздушного пространства в июне 2011 года и завершили их в рекордный трехмесячный срок – в октябре 2011-го. Стороны парафировали документ 26 октября 2011 года и договорились подписать его до конца марта 2012-го. Однако впоследствии Европейская комиссия отложила сроки подписания соглашения с Молдовой из-за внутренних судебных разбирательств, начатых между Еврокомиссией и Советом ЕС по поводу полномочий последнего в подписании соглашений с третьими странами.