Белорусского молока слишком много на российском рынке, сетуют в концерне "Союзмолоко".
Фото Reuters
Вчера в Минске принимали председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Так совпало, что бравурные интеграционные речи звучали на фоне очередной угрозы молочной войны. Данное обстоятельство наряду с конфликтом по поводу контрабанды нефтепродуктов вызывают у наблюдателей скептицизм по поводу безоблачности двусторонних отношений.
Итогом визита Сергея Нарышкина в Минск стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Государственной Думой России и Палатой представителей Белоруссии. «Соглашение призвано способствовать дальнейшему углублению интеграции в Союзном государстве, Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве. Также парламенты будут содействовать созданию Евразийского экономического союза», – сказано в официальном комментарии по поводу подписания.
Принимая российского коллегу, председатель Палаты представителей Белоруссии Владимир Андрейченко подчеркнул, насколько важен первый официальный визит председателя Госдумы для белорусско-российских отношений. По его мнению, парламентские отношения после визита «значительно активизируются». «Очень важно, что сейчас мы рассматриваем создание парламентского измерения Евразийского экономического союза», – сказал он. В ответ Нарышкин выразил надежду, что уже в течение ближайших месяцев парламентарии совместными усилиями подготовят соответствующие предложения и представят их на рассмотрение президента.
Официальным поводом для бравурных высказываний на тему успехов российско-белорусской интеграции стало 20-летие дипломатических отношений, которое отмечается в эти дни. С этой датой было связано и совместное заявление глав МИДов двух стран Сергея Мартынова и Сергея Лаврова, сделанное днем ранее. В нем отмечался стратегический характер двусторонних отношений, что вылилось в запуск нового механизма интеграции. Кроме того, что немаловажно, – единство взглядов «на происходящие в мире изменения, которые характеризуются ускорением формирования полицентричной международной системы».
Правда, все официальные праздничные заявления наблюдатели и эксперты в Минске оценивают весьма скептически. В последнее время дня не проходит без заявления каких-либо взаимных претензий. Напомним, что не так давно эксперты широко обсуждали нефтяную проблему. «НГ» писала о том, что российские эксперты подозревают белорусских нефтяников в том, что те беспошлинно поставляют в Европу нефтепродукты под видом растворителей. В понедельник все СМИ процитировали высказывания посла Белоруссии в России Андрея Кобякова. «Я бы не стал драматизировать ситуацию, когда у двух сторон возникают вопросы к партнерам», – сказал Кобяков по поводу вышеупомянутых «растворителей». «У нас тоже возникают вопросы к российским партнерам, просто не так громко», – попенял он россиянам на поднятую по этому поводу шумиху. Кроме того, Кобяков, на настойчивость которого как переговорщика обратил внимание даже российский президент Владимир Путин во время недавнего визита в Минск, заявил, что требование Антикризисного фонда ЕврАзЭС – кредиты в обмен на приватизацию – потеряло свою актуальность. Эксперты тут же расценили это заявление как давно прогнозируемый ими ответ Москве по поводу приватизации – ее не будет. «Кобяков провоцирует новый конфликт с Россией» – появились заголовки в местных оппозиционных СМИ.
Масла в огонь подливают и молочники. Российский концерн «Союзмолоко» опубликовал на своем сайте очередное (предыдущее было опубликовано в период визита в Минск Владимира Путина) обращение к руководству страны с требованием запретить поставки в Россию белорусской молочной продукции. По данным концерна, поставки молока и масла выросли в два раза по сравнению с прошлым годом. Кроме того, цены оказываются существенно ниже российских, что поставило российских производителей в сложное положение и ведет к разорению целую отрасль. Правда, ни российское, ни белорусское аграрное ведомство пока к жалобам молочников не прислушиваются. «На то он и Таможенный союз, чтобы не было никаких ограничений для товаров», – отмечают в частных беседах белорусские чиновники, но от официальных комментариев отказываются и продолжают делать вид, что никаких претензий не слышат.