От результата реформы отрасли зависит жизнь тысяч шахтеров и их семей.
Фото Reuters
Украина планирует продать более 100 угольных шахт по одной гривне за каждую. Руководитель Фонда госимущества Александр Рябченко сообщил, что право на покупку получат претенденты, которые представят наиболее перспективные инвестиционные планы. Распродажу планируется провести в 2013 году. Участие в ней, возможно, примут и российские компании. В частности, речь может идти о перепрофилировании части шахт с нерентабельной добычи угля на перспективную добычу шахтного метана.
На сегодня в Украине существует более 200 шахт. Примерно половина из работающих уже приватизированы. Как пояснил «НГ» один из чиновников, главную роль в этом секторе играет компания ДТЭК, находящаяся под контролем депутата от Партии регионов Рината Ахметова. «А те, что в госсобственности, это одна головная боль.
Из госбюджета ежегодно выделяется 1–1,5 миллиарда долларов, чтобы поддерживать их на плаву. Но этих денег ничтожно мало, чтобы заменить устаревшее оборудование. Дело не только в износе, но и в том, что добыча на глубине свыше 1000 метров требует новейших технологий, которые стоят дорого», – сказал собеседник «НГ».
Весной в Киеве обсуждался вопрос о возможности перепрофилирования некоторых шахт, на которых добыча угля стала нерентабельной и опасной. Гендиректор объединения «Укркокс» Анатолий Старовойт сказал агентству УНИАН, что уже начаты работы по пробной добыче шахтного метана – «по технологии, аналогичной технологии добычи сланцевого газа». Хотя «Газпром» имеет опыт таких работ на Кузбассе, в Киеве сомневаются, что российская компания захочет вкладывать деньги в украинские шахты.
«Думаю, что приватизацией шахт заинтересуются в первую очередь местные бизнесмены. Проблема только в том, что они ориентированы на быструю прибыль, на выжимание последних соков из того, что было создано еще при СССР. Государство, со своей стороны, закладывает в приватизационные программы жесткие требования к инвесторам, но чаще всего это касается выполнения покупателем социальных программ, сохранения рабочих мест, запрета на перепрофилирование того или иного предприятия. О программах развития, требующих вложения средств, обе стороны обычно быстро забывают», – сказал «НГ» эксперт центра НОМОС Александр Рябцев.
С другой стороны, инвестиции могут быть оправданными, если государство предусмотрит возможности восстановления производственных цепочек. Себестоимость добычи украинского угля высока, поэтому доля импорта растет: с 15% в середине 1990-х до свыше 40% в наше время. А на украинских складах копятся миллионы тонн нереализованных запасов местной добычи. «Если просто сжигать уголь, то, конечно, выгоднее покупать его в Польше или, например, в России. Но украинский уголь очень качественный, это антрациты, его разумно было бы использовать в нефтехимической отрасли для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Такие производственные цепочки разрушены, но, если их восстановить, тогда имеет смысл вкладывать средства в добычу дорогого угля», – пояснил Рябцев.
Руководитель Института энергетических исследований Юрий Корольчук считает, что вторым привлекательным для инвесторов моментом могли бы стать повышение тарифов на электроэнергию и реформа системы Теплокоммунэнерго. В таком случае стоимость угля можно было бы компенсировать, а бизнесмены были бы заинтересованы в добыче угля, который могли бы использовать для своих же предприятий.
Украинское правительство не представило пока плана развития, включающего смежные отрасли. В энергетических стратегиях речь идет только о наращивании объемов добычи угля, которым планируется по возможности замещать дорогой российский газ. Чтобы увеличить добычу, требуются технологии, которые должны будут принести с собой новые собственники шахт.
Политолог Сергей Таран считает, что власть преследует не только цель сэкономить бюджетные средства, но и упредить выступления шахтеров. «На востоке Украины шахты – это рабочие места для целых городков и поселков. Прибыльные предприятия давно перешли в частную собственность, остальным государство выделяло дотации из госбюджета. Но до шахтеров эти деньги часто не доходили, оседали в карманах руководящих товарищей. А любая власть опасается шахтерских выступлений. Поэтому еще в период президентства Ющенко возникла идея продать практически все шахты, потребовав от новых собственников взять на себя заботу о шахтерах. Сейчас предпринимается новая попытка решить старую проблему», – отметил эксперт. Он считает, что успешность выполнения задачи будет во многом зависеть от того, какие инвестиционные обязательства разработает Фонд госимущества и какие структуры захотят принимать участие в конкурсах. Ситуация прояснится к осени, полагают эксперты.
Киев