В Белоруссии хотят и дальше печатать свои деньги.
Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru
На безоблачные интеграционные отношения Москвы и Минска набежала тень единой валюты. Настойчивые предложения ближайшей союзницы вынудили президента Александра Лукашенко вновь прибегнуть к резким высказываниям в адрес России. В Минске все единогласны в том, что власти страны никогда не пойдут на отказ от национальных денег.
Предложения из Москвы о введении единой валюты на территории нового интеграционного образования на минувшей неделе прозвучали дважды. Сначала их озвучил посол России в Минске Александр Суриков. «Надо возвращаться и к вопросу введения единой валюты. Второго кризиса белорусская система не переживет», – сказал дипломат в интервью местному информационному агентству «Интерфакс-Запад». Спустя какое-то время тот же тезис прозвучал из уст премьер-министра России Дмитрия Медведева. «Нужно думать дальше, нужно думать уже в масштабе Евразийского союза, к которому мы идем и который должен возникнуть с 2015 года, включая и такие вопросы, которые пока, может быть, не являются предметом текущих разговоров, но о которых нужно думать, особенно с учетом нестабильности на глобальных рынках, имея в виду вопросы введения каких-то расчетных единиц и в конечном счете, может быть, выход на единую валюту», – сказал он своим коллегам из Казахстана и Белоруссии Кариму Масимову и Михаилу Мясниковичу.
Ответ из Минска последовал незамедлительно. «То, что у нас нет сегодня российского рубля – это не катастрофа», – сказал Александр Лукашенко, встречаясь в Минске с главой Башкортостана Рустэмом Хамитовым. «Рухнем мы – не рухнем, переживем мы очередной кризис без российских денег или не переживем, – это, знаете, вопрос открытый, который можно сегодня обсуждать и дебатировать», – добавил он. В очередной раз белорусский президент изложил свое понимание интеграции. Она будет только в том случае, «если мы не будем наступать друг другу на горло и требовать вопросов, которые еще не стоят в повестке дня», сказал он, явно понимая под такими вопросами тему введения единой валюты. К слову, ответ Лукашенко послу Сурикову по поводу необходимости проведения приватизации в Белоруссии, о чем он также говорил в вышеупомянутом интервью, был еще более резким, чем по единой валюте. «Это наша приватизация, это мы будем решать, что нам приватизировать и когда... по какой цене и на каких условиях», – сказал президент.
Перепалка ближайших союзниц наблюдателей и экспертов не удивила. О том, что, как только в России закончатся президентские выборы, она вплотную займется новым интеграционным проектом, не говорил только ленивый. Предсказуем и ответ белорусской стороны. «Лукашенко будет до последнего сопротивляться переходу на российский рубль. Он прекрасно понимает, что это грозит ему утратой власти», – считает экс-глава Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич. Напомним, вопрос введения единой валюты обсуждается давно. Камнем преткновения стал вопрос об эмиссионном центре. Если Россия считает, что он должен быть один и находиться в Москве, то Белоруссия не желает потерять возможность печатать деньги по первому требованию и настаивает на двух эмиссионных центрах.
Несмотря на явную слабость белорусского рубля, в Белоруссии практически нет политических сил, готовых от него отказаться. Оппоненты Лукашенко также считают, что отказ от национальных денег эквивалентен потере суверенитета. «Поскольку у нас маленькая Беларусь с ее слабой экономикой и большая Россия, такой шаг в некоторой ступени является угрозой потери суверенитета», – считает экс-глава правительства Белоруссии Михаил Чигирь.
Что касается экономических проблем, то они вызваны не слабостью местной валюты, а слабостью экономической политики. «Дело не в валюте, а в низкой эффективности экономики», – полагает Станислав Богданкевич. К тому же, по его мнению, крепость российского рубля также весьма условна, так как его фундаментом «является не слишком развитая сырьевая экономика, которая опирается на экспорт нефти и газа, и любые проблемы в этой сфере, падение цен на мировых рынках способны обвалить российский рубль».
Справедливости ради нужно заметить, что некоторые представители бизнеса, которых политика интересует в меньшей степени, считают, что введение российского рубля принесло бы пользу белорусской экономике. В частности, экономический эксперт Сергей Балыкин считает, что раз уж белорусское руководство не может обеспечить стабильность собственной валюты, то лучше от нее отказаться. «Российский рубль, может быть, на сегодня не самая лучшая валюта, но белорусский – уже однозначно не валюта. И если выбирать, то лучше выбрать российский, чем оставлять белорусский», – рассуждает он. Правда, и он уверен в том, что нынешнее руководство страны проект «единая валюта» не поддержит никогда. «Оно будет держаться за белорусский рубль, чтобы, во-первых, продолжать списывать свои ошибки на счет населения, а во-вторых, чтобы не ослабить реальную власть», – говорит он.
Минск