Вопрос о статусе русского языка разделил Украину на два лагеря.
Фото Reuters
На этой неделе Верховная Рада может во втором чтении утвердить Закон «Об основах государственной языковой политики». Первая попытка вынести документ на обсуждение 25 мая закончилась дракой. Со второго раза 5 июня пропрезидентскому большинству удалось проголосовать за законопроект в первом чтении. Теперь и партия власти, и оппозиция готовятся к решающему бою, от исхода которого зависит, получит ли русский язык статус регионального в Украине.
Соавтор законопроекта, депутат Сергей Кивалов, на днях сообщил, что рассмотрение вопроса в Верховной Раде продолжится 19 июня. Однако председатель парламента Владимир Литвин исключил такую возможность, заметив, что вторник – последний день внесения предложений и поправок к тексту документа.
Оппозиция предполагает, что Литвин хитрит как 5 июня – тогда он неожиданно поставил вопрос на голосование, не дав опомниться противникам власти, так и сейчас, может быть, отвлекает внимание. Один из лидеров оппозиции, руководитель партии «Фронт перемен» Арсений Яценюк заявил, что второе чтение, когда бы оно ни состоялось, не пройдет так гладко, как первое: «Мы задействуем все средства и методы».
Депутат от Партии регионов Михаил Чечетов в комментарии «НГ» допустил, что сложное голосование будет отложено: «Возможно, примем закон на последней перед каникулами пленарной неделе – в начале июля. Но примем обязательно, что бы ни вытворяли политические шуты. Чем мы, Партия регионов, отличаемся от них, оппозиции? Тем, что хотим дать людям право выбора. Это при Ющенко украинцев загоняли в «правильную церковь», указами решали, на каком языке говорить и детей учить, какие фильмы смотреть. Мы же уверены: люди сами разберутся – нужно дать им право выбирать, не политизируя вопрос».
Как писала «НГ», предложенный депутатами от Партии регионов законопроект формально направлен в защиту 18 распространенных в Украине языков нацменьшинств. Смысл в том, что национальная община, составляющая не менее 10% населения административной единицы, может через решения местных органов власти придать своему языку статус регионального. То есть на местном уровне язык нацменьшинства может быть уравнен в правах с украинским, который, как и ранее, остается единственным государственным – обязательным для центральных органов власти, судебной системы, всех военных и правоохранительных структур.
Оппозиция сразу же заявила, что речь идет о повышении статуса именно русского языка, наиболее распространенного в Украине. Причем расширение возможностей его применения, по словам оппозиционеров, планируется за счет сужения украиноязычной сферы. В частности, предполагаются реформы в системе образования, отмена требований о доле теле- и радиовещания на украинском языке, неизбежен также перевод документооборота на более привычный чиновникам русский язык. Под лозунгами защиты украинского языка оппозиция стала бороться против принятия нового закона.
Хотя очередные парламентские бои планировались на 5 июня, однако представители партии власти сумели провести блиц-голосование. После чего начались новые скандалы. Официально было объявлено, что документ поддержали 234 депутата при необходимых 226 голосах. Но некоторые парламентарии заявили, что их голоса внесли в список проголосовавших незаконно. Журналист Сергей Андрушко, сверив по информационной базе Верховной Рады все данные, пришел к выводу, что реально за документ было отдано всего 172 голоса, что недостаточно для его утверждения. «Один из депутатов, который якобы голосовал за законопроект, официально находился в этот день в отпуске, еще один был в командировке, третий болел, а еще 59 парламентариев, голоса которых были засчитаны в графе «за», вообще не были письменно зарегистрированы на заседание в этот день», – пояснил он.
Оппозиция заявила о подлоге и 11 июня обратилась в Высший административный суд Украины с требованием рассмотреть обстоятельства голосования и отменить его итоги, которые были фальсифицированы. Но пока суд примется за иск, провластные фракции в Верховной Раде могут утвердить законопроект в окончательной редакции. Соавторы документа, депутаты Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко заявили, что оппозиция действует юридически безграмотно, поскольку формальная сторона голосования относится к регламенту Верховной Рады, и не суд, а сами депутаты решают вопросы такого уровня. Они уверены, что оппозиция пользуется моментом, чтобы нарастить свою популярность громкими заявлениями о судебных исках.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко отметил «НГ»: «Все стороны публично демонстрируют решимость бороться за свои идеи и принципы. Но, боюсь, это договорной матч: возможно, 5 июня оппозиция, якобы растерявшись, дала власти возможность продемонстрировать силу. И теперь ждет ответной уступки от политического оппонента, которому, не исключено, под натиском противника придется отложить сложный вопрос. Ведь понятно же, что языковые баталии – это способ для обеих сторон мобилизировать электорат. Многие непримиримые борцы за права украинского в быту общаются на русском, но держат в уме, что их избиратели – это жители украиноязычных западных и центральных областей. Так и многие представители партии власти общаются на украинском, но в политической плоскости воюют за идеи, близкие их избирателям – русскоязычным жителям востока и юга страны. Это не борьба за ценности, а обычная предвыборная кампания».
Как свидетельствуют обнародованные на днях итоги социологического опроса, проведенного в начале лета фондом «Демократические инициативы», украинцы не считают приоритетными для себя идеологические вопросы – статус языков, конфликт церквей, отношения с НАТО и т.п. «Если в 2004 году статус русского языка интересовал 8,9% граждан Украины, то сейчас – 3,9%. Это 31-е место в списке из 33 самых важных и значимых для общества проблем. На первых местах – экономические вопросы, непосредственно влияющие на уровень жизни рядовых граждан», – пояснила «НГ» руководитель фонда Ирина Бекешкина.
Многие эксперты считают, что опасность таится в раскачивании ситуации в обществе. Глава Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что политики, сделавшие в предвыборной кампании акцент на гуманитарных вопросах, играют с огнем. С одной стороны, внимание общества отвлекается от экономических проблем, а баталии «за» и «против» статуса того или иного языка не грозят массовыми акциями протеста. С другой стороны, напряжение в обществе постепенно нарастает: 13 русскоязычных областей против 14 украиноязычных. «Затронули язык. Следующий вопрос – Церковь, ведь Киевский патриархат украиноязычен, Московский использует старославянский и русский языки. Осталось только начать землю делить – и все условия для гражданской войны будут созданы», – предостерег эксперт.
Первый президент Украины Леонид Кравчук обратился к действующему главе государства Виктору Януковичу с призывом найти компромиссное решение, которое позволит и защитить украинский язык, и обеспечить языковые права нацменьшинств, и при этом сохранить покой в обществе и единство страны. Политик считает, что Верховная Рада не способна бесконфликтно решить столь сложный вопрос, а поэтому рекомендует начать с чистого листа: вынести вопрос о законодательном урегулировании статуса языков вначале на рассмотрение Гуманитарного совета при президенте Украины.
Киев