Украинский парламент в ожидании очередных выборов.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Украина в очередной раз попытается в одностороннем порядке денонсировать действующее с 1982 года соглашение между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения. В Верховной Раде на днях зарегистрирован соответствующий законопроект. Его автор, депутат от оппозиции Юрий Кармазин утверждает, что договоренности 30-летней давности приводят к оттоку на Кипр до 90% украинских капиталов, в результате чего госбюджет Украины недополучает миллиарды долларов.
Официальный Киев уже несколько лет пытается решить эту проблему. Однако, как утверждают чиновники, кипрская сторона не торопится разрабатывать и заключать новое соглашение. Ровно год тому назад оппозиция в Верховной Раде выступила с инициативой о денонсации старого советского соглашения. Идея заключалась в том, чтобы, отменив в одностороннем порядке договор, заставить власть Кипра сесть за стол переговоров для обсуждения параметров нового соглашения. Впрочем, у оппозиции не хватило сил даже для внесения законопроекта на обсуждение.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко отметил, что против выступили не только лоббисты крупнейших финансово-промышленных групп Украины, но даже украинские левые, решившие поддержать кипрского президента-коммуниста Димитриса Христофиса. «У каждого – свои мотивы. Влиятельные украинские группы привыкли работать с Кипром. Политики не захотели создавать проблем в отношениях с Евросоюзом, членом которого Кипр стал с 2004 года», – пояснил эксперт.
За прошедший год ничего не изменилось, считает руководитель украинского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский: «Кипр больше не является чистым офшором, но предлагаемые им условия позволяют оптимизировать налоговые платежи. Собственно проблема не в том, что между Украиной и Кипром действует соглашение об избежании двойного налогообложения. Это абсолютно нормальная, стандартная практика. Проблема в том, как ею пользуются».
Год тому назад вице-премьер, министр социальной политики Украины Сергей Тигипко, выступая в Верховной Раде, рассказал суть самой простой схемы: украинская компания продает своему сателлиту, зарегистрированному на Кипре, товары по нерыночной, многократно заниженной цене. После чего товар перепродается на западных рынках по реальной стоимости, а доходы, облагаемые минимальным налогом, оседают на Кипре. Считается, что львиная доля инвестиционных средств, поступающих в Украину с Кипра, это как раз те деньги, которые были ранее выведены украинскими богачами.
Экономисты уверены, что решить вопрос запретами и ультиматумами невозможно: капиталы направляются туда, где созданы наиболее выгодные условия. Премьер-министр Николай Азаров ранее требовал от своих подчиненных создания в Украине предпринимательского климата, способствующего привлечению капиталов и инвестиций. Он раскритиковал идею односторонней денонсации соглашения с Кипром: «Отношения с европейской страной, членом Евросоюза должны быть европейскими. Мы не собираемся ни с Кипром, ни с любой другой страной разговаривать языком угроз, ультиматумов».
Экономист Международного центра политических исследований и конфликтологии Александр Митрофанов считает, что, пока Украина придерживается стратегии сближения с Евросоюзом, денонсации не будет. Хотя официальный Киев постоянно находится в поиске источников наполнения госбюджета. Но даже если бы украинская власть перекрыла кипрское направление вывода капиталов, то финансово-промышленные группы нашли бы возможность перевести свои компании в любую другую из десятков офшорных зон. Поэтому из идеи денонсации соглашения с Кипром не получилось бы ничего, кроме международного скандала, в котором Киев не заинтересован.
Член парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Василий Горбаль, комментируя «НГ» ситуацию, отметил, что в Верховной Раде за несколько месяцев до выборов появляется все больше популистских инициатив. «Законопроект депутата Кармазина – это, думаю, тоже фрагмент предвыборной кампании. Пока он пройдет этап рассмотрения в профильных комитетах, наступит пора летних отпусков, а там – выборы. Идея звучит громко и убедительно: не дать олигархам выкачивать деньги из страны. Но не учитывает того обстоятельства, что в мире после кризиса стремительно меняются условия, правила, вся финансовая система координат. Если ставить вопрос серьезно, то нужно не бороться с одной условно-офшорной зоной и вообще забыть о перечнях офшорных зон, а говорить об офшорной юрисдикции и новых условиях сотрудничества Украины с такими территориями».
В феврале с.г. вице-премьер Тигипко обнародовал две идеи в этом контексте, каждая из которых должна была лечь в основу законопроекта. Он предложил ввести новый пенсионный сбор на операции по выведению товаров и денежных средств в офшорные зоны. «Облагаться налогом будут сделки с компаниями, которые зарегистрированы в офшорных зонах. Именно с помощью таких операций крупный бизнес обычно минимизирует свои налоговые обязательства. Мы предлагаем ввести 12-процентный сбор на сделки с офшорами. Средства, полученные от этого налога, пойдут в Пенсионный фонд – на выплату и повышение пенсий», – рассказал он. Вторая идея заключалась в установлении государственного контроля за формированием цен в сделках с офшорами.
Депутат Горбаль сказал, что обе идеи имеют право на жизнь, но требуют сложной и длительной подготовки, включающей координацию действий украинских структур и международные переговоры. Эксперт Александр Митрофанов допускает, что инициативы, реализация которых способна повредить интересам крупного бизнеса, снова будут отложены в долгий ящик. Ситуация могла бы измениться только в том случае, если бы ЕС подписал с Украиной соглашения о зоне свободной торговли и об ассоциированном членстве. Но эта перспектива еще более далека, чем достижение договоренностей с Кипром, полагают эксперты.
Киев