Хиллари Клинтон предстоят интенсивные три дня на Южном Кавказе.
Фото Reuters
Госсекретарь США Хиллари Клинтон в понедельник в Ереване начала региональный визит на Южный Кавказ. На встречах с президентами трех стран региона она обсудит вопросы развития демократии, региональных конфликтов, двустороннего сотрудничества. Ни одна из принимающих сторон на официальном уровне в отличие от экспертов не подтвердила, что едва ли не главной целью визита Клинтон является выяснение позиций государств региона по проблеме Ирана.
МИД Армении сообщил, что в ходе встреч с президентом Сержем Саргсяном и главой ведомства Эдвардом Налбандяном Хиллари Клинтон особое внимание уделит мирному урегулированию карабахской проблемы. Это важно для Еревана.
Ситуация на линии соприкосновения остается напряженной – согласно официальным сводкам армянской стороны, нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана приобрели регулярный характер и происходят по нескольку раз в сутки. Однако если до сих пор перестрелки происходили в зоне карабахского конфликта, то накануне приезда Клинтон пресс-служба Министерства обороны Армении распространила сообщение о пресечении диверсионной вылазки в Тавушской области – есть погибшие и раненые. А Тавуш – это, собственно, сама Армения, регион на северо-западе республики, граничащий с Азербайджаном и от Нагорного Карабаха находящийся едва ли не дальше всех других армянских регионов. И хотя, согласно тому же сообщению МО, ведется расследование обстоятельств, Еревану будет что предъявить Клинтон в качестве свежих доказательств агрессивных намерений соседней страны, а следовательно, неприемлемости предложений по Нагорному Карабаху, подразумевающих его возвращение под юрисдикцию Баку.
Другой важный вопрос регионального масштаба – армяно-турецкие отношения. Вашингтон не раз настоятельно рекомендовал продолжить процесс примирения. В ходе недавнего визита в США президент Турции Абдулла Гюль встретился с представителями влиятельной армянской диаспоры, после чего заявил, что был приятно удивлен теплой атмосферой переговоров и это дает ему повод с оптимизмом смотреть в будущее. В свою очередь, армянская сторона утверждает, что в случае нормализации отношений и деблокации границы со стороны Турции она готова в кратчайшие сроки реабилитировать участок дороги Гюмри–Карс и возобновить железнодорожное сообщение, а вся инфраструктура уже готова для движения поездов. Этим Вашингтон, не скрывающий желания ослабить влияние России в Армении, вероятно, будет доволен. Но это не все.
С деблокацией турецко-армянской границы Вашингтон сможет поставить перед Ереваном вопрос о более четкой позиции в отношении Тегерана. Если США вынуждены были с пониманием относиться к теплым отношениям находящейся почти в полной изоляции Армении с Ираном, то с открытием турецкого направления надобность в упомянутом понимании по меньшей мере перестанет быть острой с вытекающими последствиями. А при строптивости Еревана американские последствия, как подсказывает мировой опыт, могут в числе прочего отразиться и на армянских проблемах международного уровня. Да так, что влиятельный Армянский национальный комитет Америки (АНКА), снабдивший Хиллари Клинтон 10 рекомендациями для успешности визита, может раз и, видимо, навсегда забыть о той их части, которые касаются статуса суверенного Нагорного Карабаха и признания геноцида армян.
Согласные со всем американским
Позиция Грузии в отношении Ирана на данный момент двойственна. Здесь долгое время категорически опровергали слухи о том, что по этому вопросу проходят консультации с США. Только после того, как об этом западным СМИ объявил известный дипломат Мэттью Брайза, МИД Грузии признал факт переговоров.
Тбилиси искренне не желает военного пути решения проблемы, прекрасно понимая, какой шторм может начаться во всем регионе. Но если Запад решит, что иного пути нет, о его позиции – последовательного союзника Вашингтона во всех вопросах – гадать не стоит. В частности, по количеству участвующих в операциях в Ираке и Афганистане военных Грузия в пересчете на душу населения твердо занимает второе место. Вслед за своим главным опекуном на международной арене. Но Иран – это не Афганистан и не Ирак, тем более что власти Исламской Республики жестко предупредили: по любой стране, откуда будет исходить угроза (считай, поддержка США. – «НГ»), будет нанесен удар. Поэтому некоторые эксперты, в частности специалист по военным вопросам Мамука Небиеридзе в беседе с корреспондентом «НГ» выразил надежду на то, что возможное участие Грузии в антииранской коалиции ограничится предоставлением гуманитарных коридоров.
Несмотря на то что визит Клинтон является региональным, официальный Тбилиси назвал его доказательством важности Грузии в американской внешней политике и поддержкой Вашингтона выбранного Грузией курса. Пусть так, парировала местная оппозиция, главное, чтобы это не было поддержкой конкретно президента Михаила Саакашвили. Однако иллюзии по поводу того, что нынешний лидер потерял личную поддержку Вашингтона, якобы уже присмотревшего замену, Клинтон развеяла, отказавшись от отдельной встречи с Бидзиной Иванишвили – лидером главной оппозиционной силы «Грузинской мечты». Только в группе с другими оппозиционерами. Но это, похоже, не очень устроило самого Иванишвили, претендующего на особую роль в пестром политическом спектре Грузии.
В Батуми, а именно в этот город, согласно официальным сообщениям грузинской стороны, прибудет Клинтон из Еревана, во вторник под ее председательством состоится пленарная сессия Комиссии по стратегическому партнерству США–Грузия. Также во вторник с Саакашвили она обсудит вопросы обороноспособности Грузии. Если же госсекретарь не забудет о рекомендациях правозащитной организации Freedom House, то хозяевам – как представителям власти, так и оппозиции – придется выслушать еще и замечания о защите прав человека и демократии, а также напоминание о том, что предстоящие парламентские и президентские выборы будут важным испытанием для Грузии.
Возможная азербайджанская сделка
Визит на Южный Кавказ госсекретарь США завершит завтра в Баку. В свете иранской проблемы позиция Азербайджана озабоченности у Вашингтона вызывать не должна. Напряженные отношения Баку и Тегерана говорят сами за себя. «Азербайджан с готовностью втягивается в антииранские действия. Противоречия между Азербайджаном и Ираном были всегда, но готовность повышать напряженность может говорить о надеждах азербайджанской стороны получить от Запада приз за участие в конфликте. И приз этот – Нагорный Карабах», – прокомментировал «НГ» руководитель Института стран СНГ Константин Затулин.
В азербайджанском экспертном сообществе, признавая интерес Вашингтона к Баку по иранскому вопросу, указывают и на проблемы в стране с правами и свободами, волнующие «США больше, чем качество «Евровидения», проведенного Азербайджаном», – критика Запада нарушений демократических норм стала интенсивнее и острее. Экс-кандидат в президенты Азербайджана Зардушт Ализаде в беседе с журналистами не исключил того, что власти получат рекомендации провести перед приближающимися выборами хотя бы косметические реформы для внутренней стабилизации. «Баку и Запад могут просто заключить сделку, ибо Запад в Азербайджане заинтересован стратегически, и малейший дрейф Баку в сторону Москвы для США и Европы недопустим. Запад не хочет усиления России на Южном Кавказе, а Азербайджан является не только ведущим государством региона, но и ключом к его долговременным стратегическим замыслам», – считает Ализаде. При этом он не исключил, что Хиллари Клинтон помимо президента и других представителей властей может встретиться и с оппозиционерами, но это «зависит от степени ее настойчивости». «В американском посольстве имеется список лиц, которые являются реальной, а не карманной оппозицией. Если она скажет, что хочет встретиться с этими людьми, в мире нет силы, которая сможет воспрепятствовать госсекретарю США...» – сказал Ализаде журналистам, подчеркнув при этом, что «если мы хотим позитивных подвижек в Азербайджане, надо, чтобы народ сам был к этому способен, готов и делал все ради этого, а ожидать от внешних государств гарантий нашего благоденствия – это, во-первых, иждивенческий подход, во-вторых, это очень наивно, так не бывает, так как каждая страна, каждое государство, каждый МИД защищает свои интересы».