Юрий Бойко предложил европейцам хранить газ в Украине.
Фото с официального сайта Министерства энергетики и угольной промышленности Украины
Вчера премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что затянувшиеся на два года переговоры о пересмотре контрактов с «Газпромом» сдвинулись с мертвой точки. Он намекнул, что решения, устраивающие украинскую сторону, могут быть подготовлены до 27 июня, когда в Донецке состоится заседание межправительственного экономического комитета на уровне премьеров. В таком случае на подпись президентов новые соглашения попадут в конце июля, во время запланированного проведения в Киеве межгосударственной комиссии по сотрудничеству. За скобками пока остается вопрос о том, что готова предложить Украина взамен за российскую уступку.
Азаров не раскрыл подробности своих переговоров с российским коллегой Дмитрием Медведевым в Ашхабаде. Прессе он сказал только: «Руководители РФ согласились серьезно рассмотреть аргументы украинской стороны относительно поставок российского газа в Украину и в ближайшее время вернутся к пересмотру контракта, который, очевидно, ставит Украину в неравные конкурентные условия».
Двумя днями ранее глава правления «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин заявил, что украинская сторона просит не о скидке в цене на газ, а о пересмотре невыгодного контракта, подписанного в 2009 году. Украинская сторона считает, что причиной проблем является несправедливая формула ценообразования с завышенной базовой ценой. Поэтому, как утверждают чиновники в Киеве, газ для Украины стоит значительно дороже, чем для более удаленных от России европейских стран. В первом квартале текущего года 1 тыс. куб. м газа обходилась «Нафтогазу» в 416 долл., во втором – цена увеличилась до 450 долл. Это с учетом стодолларовой скидки, полученной в результате подписания так называемых Харьковских соглашений. Но даже скидка не спасает ситуацию для Киева.
Бакулин подчеркнул: «Если в ближайшее время эти условия (действующих соглашений. – «НГ») не будут пересмотрены, мы приложим максимум усилий для того, чтобы найти другие источники поставок газа, в том числе из Европы, и резко увеличить свою добычу, то есть минимизировать поставки российского газа». Ранее президент Виктор Янукович тоже отметил, что у России и Украины в газовом вопросе есть точка соприкосновения: объемы покупки, в снижении которых из-за высокой цены «Газпром» не заинтересован. Однако уменьшение объемов покупки ниже заложенного в долгосрочных контрактах уровня грозит Киеву штрафными санкциями со стороны «Газпрома». Поэтому позиции российской стороны сильны и в этом направлении, не говоря уж о том, что все альтернативные источники поставок, о которых до сих пор шла речь, так или иначе упираются в согласие российской стороны транспортировать их до территории Украины.
«Высокая цена на газ стала тяжелым бременем для украинской экономики. Учитывая общую ситуацию, можно сказать, что Киев не сможет продержаться долго, придется идти на определенные уступки», – сказал «НГ» эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. Он напомнил, что ранее СМИ сообщали об условиях «Газпрома»: создание газотранспортного консорциума, в рамках которого российская сторона получила бы половину контроля над украинской газотранспортной системой, доступ «Газпрома» на внутренний рынок газа. Отдельно обсуждался вопрос о возможности аренды украинских подземных газовых хранилищ. «Так или иначе, но все сводилось к белорусскому сценарию, согласиться на который украинская сторона не была готова. Но теперь, если учесть обструкцию, устроенную официальному Киеву представителями Евросоюза, и жесткие отношения с США, а также тяжелую внутреннюю экономическую ситуацию, нельзя исключить ни политического дрейфа в сторону России, ни уступок «Газпрому», – считает эксперт.
По его мнению, российскую компанию могли бы в первую очередь интересовать украинские газовые хранилища – уникальная система емкостью около 32 млрд. куб. м газа, включающая четыре комплекса из 13 хранилищ и 72 компрессионные станции. В апреле вопрос об аренде уникального комплекса обсуждался в СМИ. В тот момент депутат от Партии регионов, глава подкомитета по вопросам международной экономической политики Алексей Плотников опроверг слухи: «Это страшилка, которую распространяет наша оппозиция. У нас не будет никаких уступок, затрагивающих национальные интересы, будь то передача («Газпрому». – «НГ») газовых хранилищ или содействие России в приватизации ряда объектов на территории Украины».
Ранее «Газпром» традиционно хранил часть запасов на территории Украины, чтобы в зимний период пиковых нагрузок иметь возможность быстро увеличить подачу газа европейским странам. В конце мая пресс-служба «Нафтогаза» распространила сообщение, в котором было сказано, что в этом году Украина намерена закачать в хранилища газ исключительно для собственных нужд. «Компания «Нафтогаз Украины» предложила ОАО «Газпром» в случае необходимости воспользоваться услугами украинских газохранилищ для выполнения внешнеэкономичексих контрактов «Газпрома» и оформить соответствующее дополнительное соглашение», – было сказано в сообщении. Новые условия, которые, видимо, собиралась предложить российскому партнеру украинская сторона, не обнародовались.
Но на днях глава Минэнерго Юрий Бойко в интервью телеканалу CNN предложил европейским странам закачивать газ для своих нужд в украинские хранилища: «Это будет действительно эффективным путем для предотвращения ситуаций с недопоставкой российского газа». Валентин Землянский считает, что предложение может полностью поменять ситуацию: «Ранее европейцы покупали российский газ на границах Украины со странами ЕС, а «Газпром» платил «Нафтогазу» за услуги по транзиту по украинской территории. Новая схема может внести в повестку дня российско-европейских газовых переговоров вопрос о том, что западные страны будут покупать газ на украино-российской границе и сами оплачивать «Нафтогазу» транзитные услуги и услуги по хранению газа. В таком случае позиции Украины на рынке значительно усилились бы».
Другой эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев уверен, что рано говорить о радикальном пересмотре действующих схем. «Пока мы видим информационное противостояние, обмен политическими заявлениями. Это своего рода торг. Каждая сторона желает сделать уступку поменьше и получить за нее условия получше. То, что предложил европейцам Бойко, можно реализовать, но требуется подготовить огромный объем документов, разработать взаимные обязательства и предусмотреть все технологические механизмы выполнения. Это можно было бы сделать, если бы европейцы были заинтересованы в такой схеме. Но зачем? Разве им не все равно, откуда «Газпром» берет газ для обеспечения Европы – лишь бы поставки были гарантированно стабильными. Что касается сотрудничества с «Нафтогазом», то европейские партнеры, настаивающие на реорганизации компании, считают ее в нынешнем виде непрозрачной, а значит – недостаточно надежной. Пока реформа «Нафтогаза» не завершится, вряд ли можно будет серьезно говорить о каких-либо новых схемах и финансовых перспективах», – считает специалист.
При этом эксперты сходятся во мнении, что «Газпром» выдвигает украинской стороне значительно меньше требований, нежели европейские партнеры. Рябцев допустил, что на данном этапе Россию устроит размен: пересмотр газовых контрактов взамен на право арендовать украинские подземные хранилища на длительный период.
Киев