Фото Reuters
Глава Туркмении призывает обсудить проблемы транзита энергоносителей на ближайшем заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Эта инициатива Ашхабада грозит Москве новыми проблемами, поскольку именно Россия возражает против строительства Транскаспийского газопровода, а также не хочет передавать Туркмении свои газопроводы для свободного транзита азиатского газа в Украину. Наблюдатели видят самые разные сценарии развития туркменской инициативы – от обострения каспийского противостояния до вынужденных уступок Москвы по смежным вопросам.
«Туркменистан предлагает начать диалог по вопросам транспортировки энергоресурсов, обеспечения безопасности и надежности их поставок, выработке ясных и четких принципов действия наших государств на международных рынках энергоносителей», – заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов на заседании Совета глав правительств СНГ. «Считаю целесообразным выступить с совместной инициативой государств СНГ по проведению такого диалога на следующей сессии Генассамблеи ООН», – передает Reuters. При этом эксперты напоминают, что Туркмения и Азербайджан при поддержке ЕС высказываются за укладку нового трубопровода по дну Каспия, однако Россия против такого проекта.
При этом российские представители по околодипломатическим каналам предупреждают о возможности войны на Каспии в случае односторонних действий одной из прибрежных стран. «Конфликт вокруг Транскаспийского газопровода развивается по грузинскому сценарию», – говорят в России, имея в виду сценарий сползания к вооруженному конфликту в августе 2008 года (см. «НГ» от 22.11.11). Между тем Ашхабад, судя по всему, не готов смириться с ограничениями направлений экспорта своего газа.
«Поведение Бердымухамедова вполне объяснимо. Его страна обладает крупными запасами природного газа и стремится диверсифицировать направления экспорта. Понятно, что Ашхабаду нужно торопиться с этим, поскольку в будущем конкуренция на газовом рынке только усилится. И монетизировать свой сырьевой потенциал будет все сложнее», – считает аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, зависимость от единственного крупного импортера – Китая – создают для Ашхабада экономические риски. Туркмения хотела бы пользоваться трубой «Газпрома» для экспорта газа в Европу, платя ему только за транзит. Однако Москва не готова к такому использованию своего монопольного положения. Нестеров полагает, что Ашхабад продолжит давление на Россию, в том числе и при поддержке Европы и США. Противостоять согласованному международному давлению России будет непросто, однако строительство Транскаспийского газопровода (если оно и состоится) – это дело далекого будущего. Пока перспективы увеличения спроса на газ в Европе очень туманны.
«Туркмения ищет способ усилить давление на Россию. Но вопросы транзита газа не решаются в ООН путем голосования. Кроме того, Россия не возражает против строительства Туркменией сухопутных маршрутов для экспорта газа на запад», – говорит завотделом Института стран СНГ Михаил Александров. Но споры вокруг Транскаспийского газопровода носят не столько экономический, сколько геополитический характер. Главная опасность для России – это уничтожение правового статуса Каспия, из-за чего Россия может лишиться морского маршрута в Иран или получить на границе военные базы некаспийских государств.
«Скорее всего Туркмении удастся так или иначе подвинуть Россию по вопросу транзита. Возможно, РФ смягчит позицию по транзиту туркменского газа через свои сети, что даст более контролируемое развитие событий», – предполагает вице-президент Спартак-Банка Павел Геннель. По его словам, каспийский газопровод сегодня – это скорее виртуальный политический инструмент, нежели реальный проект. «Значительные инвестиции в его строительство в условиях стагнации мировой экономики очень рискованны. Однако ситуация может измениться в случае появления Еврокомиссариата по энергетике. Централизованному европейскому покупателю такие проекты вполне под силу, да и значительный срок окупаемости его не напугает», – говорит Павел Геннель.
Впрочем, многие наблюдатели считают российскую позицию весьма прочной. «Россия в качестве противника трубопровода по дну Каспия может остаться в одиночестве, но подобная ситуация не нова», – говорит ведущий аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов. «Маловероятно, что поддержка стран ЕС окажется решающей. Россия не раз сталкивалась с Европой в принципиальных вопросах и в конце концов оставалась при своей позиции», – считает главный аналитик компании «Солид» Ибрагим Боташев. «У России права вето в Совбезе ООН, и вряд ли стоит ожидать серьезных последствий от обсуждения транзитной проблемы», – соглашается гендиректор компании «Уральский союз» Марина Ризванова.
МОРЯКИ КАСПИЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ПОХОДА
Отряд кораблей Каспийской флотилии России вернулся в пункт постоянного базирования в Астрахань после выполнения задач по защите экономической деятельности нашей страны в зоне своей ответственности. Об этом сообщил «Интерфакс-АВН».
«Малый артиллерийский корабль «Астрахань» и морской буксир МБ-58 выполняли задачи по обеспечению безопасности экономической деятельности России в центральной и южной частях Каспийского моря, а также отрабатывали курсовые задачи согласно требованиям новых курсов подготовки надводных кораблей ВМФ», – говорится в его информации со ссылкой на пресс-службу Южного военного округа. В ней упоминается, что отряд кораблей во взаимодействии с авиацией провел совместные учения по противовоздушной обороне, в ходе которых был отработан комплекс мероприятий по поиску и сопровождению воздушных целей, а также по наведению на цель и уничтожению надводного корабля условного противника. Выполнены были также боевые упражнения по отражению воздушного нападения на группировку кораблей из артиллерийских установок АК-630 и других средств ПВО кораблей.
Кроме того, экипажами «Астрахани» и МБ совместно с морскими пехотинцами, участвовавшими в походе, были проведены учения по отражению атак морских террористов на нефтегазодобывающие платформы в акватории Каспийского моря.
Остается напомнить, что эти учения проходили на фоне беспрецедентного усиления военно-морской мощи на Каспии иранского флота. Он перекинул сюда несколько боевых кораблей и до сих пор не подписал договоры о признании границ на море с соседними по региону государствами.