Виктор Янукович ищет новых проводников в ЕС.
Фото Reuters
Румыния, считавшаяся ранее самым проблемным соседом Украины, в последнее время резко активизировала усилия по сближению с Киевом. Предлагая свои услуги в качестве второго после Варшавы адвоката Украины в Евросоюзе, Бухарест преследует собственные цели, связанные с будущим Молдавии. Новое партнерство таит риски осложнения украинско-российских отношений, опасаются в Киеве.
Проблемы между Украиной и Румынией обострились в период с 2004 по 2009 год, когда Международный суд ООН рассматривал иск о принадлежности острова Змеиный в Черном море. В итоге румынская сторона выиграла процесс, получив желаемую линию разграничения континентального шельфа, богатого ископаемыми.
А уже в 2010 году намекнула на свои права на остров Майкан, от принадлежности которого зависит контроль над судоходством на Дунае. Одновременно разгоралось множество скандалов, связанных с массовой выдачей румынских паспортов жителям украинских Черновицкой и части Одесской областей, территории которых некогда входили в состав Румынии. Кроме того, у обеих сторон были претензии друг к другу в связи с ущемлением прав национальных меньшинств.
Некоторое потепление в украинско-румынских отношениях наметилось в ноябре прошлого года после переговоров министров иностранных дел Константина Грищенко и Теодора Баконски. «Румыния – сторонник неприкасаемости границ государств. У нас нет никаких претензий по отношению к территориальной целостности других стран», – впервые четко заявил румынский гость в Киеве. Изменившаяся позиция Бухареста подтвердилась и во время майского саммита НАТО в Чикаго: президент Румынии Траян Бесеску стал одним из трех лидеров, согласившимся пообщаться с Виктором Януковичем. Главы государств договорились активизировать диалог. В ближайшее время Бесеску планирует прибыть в Киев с визитом, который будет организован на самом высшем дипломатическом уровне, в статусе официального. Затем Янукович собирается в Бухарест.
Готовясь к встрече президентов, румынская власть на прошлой неделе пригласила в гости большую группу украинских политологов и экономистов. Один из участников встречи, руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко рассказал «НГ», что общественный форум, организацию которого профинансировали структуры ООН, а не румынская сторона, имел целью наладить диалог между аналитиками и народами двух стран. Но при этом Бухарест почти не скрывает, что преследует собственные политические цели. «Румыния предлагает свои услуги в качестве второго после Польши адвоката Украины в ЕС. Очевидно, что это делается в контексте усилий по евроинтеграции Молдавии», – сказал эксперт. Он пояснил, что охлаждение отношений между Киевом и Брюсселем грозит не только провалом плана евроинтеграции также Молдавии – подобно тому, как в 2008 году Грузия не смогла сблизиться с НАТО из-за того, что Украина получила отказ в подписании Плана по достижению членства в НАТО, – но и сменой внешнеполитического курса с усилением роли Москвы на постсоветском пространстве. «Румыны сейчас пытаются упредить негативный вариант развития событий. Не думаю, что Бухарест вынашивает антироссийские планы. Да и украинское руководство, понятно, не рискнет участвовать в каких-либо проектах, имеющих хоть малейшую антироссийскую направленность», – уверен Фесенко.
Еще один участник бухарестского форума, эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук заметил, что румынские чиновники, принимавшие участие во встрече, предложили на рассмотрение украинских гостей ряд заманчивых, хотя и сложно реализуемых экономических проектов. «Речь шла о возможности поставок газа из Румынии в Украину, в минимальных, правда, объемах – до миллиарда кубометров. И о хранении такого же объема газа в украинских хранилищах. О возможном в перспективе увеличении объемов транзита газа и объемов покупки Румынией украинской электроэнергии. О возможности сотрудничества в постройке атомных блоков на румынской территории и в проектах по добыче сланцевого газа в Украине», – перечислил эксперт. Он отметил, что все озвученные проекты имеют один недостаток: выглядят привлекательно, но реализуются сложно, долго и с непонятным экономическим эффектом. Пока это только политические декларации, как и заявленные намерения решить накопившиеся в двусторонних отношениях гуманитарные проблемы.
Руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук считает, что Киев может быть просто обманут: «Бухарест отнюдь не отказался от стратегического плана по воссозданию Великой Румынии. Они просто перестали делать заявления, раздражающие украинскую власть. Перешли к тактике поэтапной реализации сценария: вначале подтянуть Приднестровье к Молдавии, а затем объединенную Молдавию включить в состав Румынии. Но загвоздка в том, что Приднестровье ориентируется на Россию, поэтому Румынии и понадобился такой союзник, как Украина. И момент для активизации дипломатических усилий выбран более чем удачно: расчет делается на то, что Янукович и его соратники, оказавшиеся в условиях мягкой внешнеполитической изоляции, будут хвататься за любую протянутую из-за границы руку». Тымчук считает, что опасность ситуации проявится позже и может вылиться в резкое ухудшение украинско-российских отношений: «А уж после этого Бухарест, окончательно загнав украинскую власть в угол, сможет снова заявить о своих территориальных претензиях и в Одесской области, и в Западной Украине».
В том, что Румыния вынашивает столь сложно реализуемые планы, усомнился эксперт Института украинской политики Алексей Полтораков. «Нужно учитывать, что не только у Украины, но и у Молдавии с Румынией не безоблачные отношения. О проектах Великой Румынии говорить очень и очень преждевременно. Скорее всего Бухарест активизировал дипломатическую деятельность, преследуя свои цели в Евросоюзе. Например, Польша, став единственным членом ЕС, постоянно контактирующим с такими сложными странами Восточной Европы, как Белоруссия или Украина, очень повысила свой авторитет в странах Старой Европы. Возможно, Румыния хочет пойти по тому же пути, чтобы усилить свое влияние в ЕС. Как говорит китайская пословица, в схватке двух тигров всегда выигрывает третий, сидящий на дереве», – заметил эксперт «НГ».
Член комитета Верховной Рады по иностранным делам Тарас Черновол считает, что Румыния могла отказаться от планов присоединить к себе Молдавию наскоком, но не отказалась от них совсем. Он допустил, что стратегия изменилась: Бухарест перестал надеяться на возможность скорого воссоединения Приднестровья с Молдавией, а без этого вряд ли можно говорить и о евроинтеграции, и о дальнейших гипотетических планах по слиянию. «С недавних пор румынские спецслужбы стали вести очень странную на первый взгляд деятельность в Приднестровье – они фактически науськивают местных жителей на Кишинев, подталкивая их к ориентации на сближение с Россией. Это можно расценить как подогревание сепаратистских настроений с целью решить давний конфликт окончательным расколом. Возможно, не надеясь приручить и адаптировать Приднестровье, румыны решили разрубить этот гордиев узел, чтобы поскорее заняться Молдавией?» Украине, для которой Крым пока остается сложной территорией, важно не допустить ошибок, приняв правила чужой игры, полагает депутат.
Киев