Небогатому Карабаху любая помощь кстати.
Фото Александра Дерябина
Подкомитет по зарубежным операциям комитета по ассигнованиям Конгресса США предложил в 2013 финансовом году увеличить помощь непризнанной Нагорно-Карабахской республике с 2 млн. до 5 млн. долл. Одновременно было отклонено предложение администрации президента урезать помощь Армении на 7,5 млн. долл. Решение комитета Конгресса оказать прямую помощь Нагорному Карабаху вызвало недовольство официального Баку.
Спикер парламента Нагорного Карабаха Ашот Гулян подтвердил «НГ» информацию о возможной финансовой помощи в 5 млн. долл., но призвал не торопить события. «Это лишь первая ступень сложной политической машины США. Принятое комитетом по ассигнованиям решение должно как минимум получить поддержку в Конгрессе.
Только после этого выделение помощи Арцаху (самоназвание Нагорного Карабаха. – «НГ») приобретет относительную конкретику», – заявил «НГ» Гулян.
Это не первый случай выделения финансовой помощи США непризнанной республике. С 1998 года Нагорный Карабах напрямую получил от Вашингтона до 70 млн. долл. Средства, как правило, получали на различные мероприятия организации и компании, выигрывавшие те или иные тендеры. «К примеру, на одно из последних финансовых поступлений из США был реализован проект по разминированию одного из районов республики. Деньги получила местная организация, представившая наиболее убедительный план его осуществления», – рассказал «НГ» Гулян. По словам председателя парламента, официальный Баку каждый раз пытается помешать получению финансовой помощи, ограничить ее. В результате такого противодействия она нередко поступает с опозданием, а иногда и не в полном запланированном объеме. В том числе и по этой причине тоже говорить о выделенной помощи как о свершившемся факте пока преждевременно.
Но так или иначе, а прямая финансовая поддержка, пусть и незначительная, США непризнанному субъекту международного права на постсоветском пространстве является беспрецедентной. Ни самопровозглашенная Приднестровская Молдавская республика, ни ограниченно признанные Абхазия и Южная Осетия о таком и не мечтают. Директор Института стран СНГ Константин Затулин исключение Нагорного Карабаха из ряда непризнанных республик связывает с деятельностью армянской диаспоры США.
«Я точно не помню, есть ли сегодня конгрессмены-армяне, но это не столь и важно, поскольку интересы Армении и Нагорного Карабаха в Конгрессе защищают представители штатов, в которых армяне занимают важные позиции, обладают серьезным влиянием на местные общества», – сказал «НГ» Затулин. По его словам, другие республики бывшего постсоветского пространства, не признанные Вашингтоном, таких сильных лоббистов за океаном не имеют и рассчитывать на финансовую и какую-либо иную помощь не могли ни в прошлом, ни сейчас. «В то же время отмечу, что США проводят присущую сбалансированную политику и не складывают все яйца в одну корзину. Если в Конгрессе достаточно сильны позиции армянской стороны, то Госдеп как бы больше «играет» на стороне Азербайджана», – заявил Константин Затулин.
Он считает, что и Москва, состоящая в военном союзе с Ереваном и при этом желающая иметь хорошие отношения с Баку, также могла бы оказывать различного рода помощь и Карабаху, и, скажем, азербайджанским беженцам. Но каждый раз подобные намерения встречают ожесточенное неприятие Азербайджана – это и посольство, и диаспора в России, – подкрепленное позицией Запада, «что положено Юпитеру – США, то не положено быку – в данном случае РФ». «И это, конечно, не способствует усилению позиций России в сложном регионе, где положение усугубляется из-за проблематики Ирана. И, в частности, также из-за того, что Азербайджан погружается в конфликтную обстановку, вероятно, надеясь, что призом за участие в антииранских действиях может стать разрешение карабахской проблемы по своему сценарию», – сказал «НГ» Затулин.
В Степанакерте подтвердили мнение Затулина о том, что в получении финансовой помощи от США большая заслуга принадлежит диаспоре, особенно Армянскому национальному конгрессу Америки (АНКА), сумевшему наладить плодотворные отношения с рядом влиятельных политиков, которые составили так называемое «армянское лобби». Причем АНКА в отличие от прежних лет не ограничивается защитой интересов только Армении и Нагорного Карабаха, но и включает в свои программы другие регионы компактного проживания соотечественников. Так, АНКА рекомендует Госдепартаменту США разработать стратегию развития Джавахети – грузинского региона, населенного преимущественно армянами, и приступить к ее реализации через корпорацию «Вызовы тысячелетия», успешно функционирующую в Грузии, а также активизировать гуманитарные проекты для армянских общин и общин христианских народов Ближнего Востока и других геополитических зон повышенного риска. В числе других речь идет и о программах по переселению.