Ежегодно 18 мая – в годовщину депортации предков с полуострова – крымские татары проводят памятные шествия.
Фото Reuters
Сегодня в Крыму проходят траурные мероприятия, посвященные очередной годовщине депортации крымских татар. В этом году ситуация осложнилась двумя обстоятельствами. Активизировалась внутренняя оппозиция в крымско-татарском движении, которую Меджлис подозревает в подготовке провокаций 18 мая. А Верховная Рада в минувшую среду снова отложила принятие закона о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку, чем ослабила позиции самого Меджлиса.
Упомянутый законопроект в разных редакциях много раз выносился на рассмотрение Верховной Рады за последние 15 лет. В 2004 году конституционное большинство украинского парламента проголосовало за документ, а председатель Верховной Рады подписал его.
Но президент Леонид Кучма под занавес своего правления применил право вето к закону, чем заблокировал вступление его в силу. С тех пор в документ вносились самые разные поправки, а Меджлис настойчиво добивался повторного рассмотрения в парламенте.
В среду, выступая перед депутатами с докладом, лидер Меджлиса Мустафа Джемилев напомнил, что и Парламентская ассамблея Совета Европы, и ОБСЕ много лет требуют от украинской власти урегулировать вопрос в рамках закона. «Если бы это было своевременно сделано, удалось бы значительно снизить уровень межнациональной напряженности в таком чувствительном регионе Украины, как Крым. В частности, удалось бы избежать множества земельных конфликтов и связанных с этим проблем», – сказал Джемилев.
Руководитель парламентского комитета по проблемам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Олег Зарубинский согласился с необходимостью законодательного урегулирования процесса обустройства крымских татар, более 250 тыс. которых за время украинской независимости вернулись на родину. «Государство ежегодно выделяет бюджетные средства для их обустройства. Но результаты проведенного Счетной палатой аудита свидетельствуют о неэффективности их использования. В том числе и из-за несовершенства законодательства в этой сфере», – признал Зарубинский, добавив, что и предлагаемый закон не является оптимальным решением проблемы. Он отметил чисто технические недоработки вроде отсутствия в украинском законодательстве юридического определения ряда терминов, включая само понятие «депортированное лицо».
Хотя Виктор Янукович еще в 2010 году заявил о необходимости принятия закона, представители пропрезидентского большинства раскритиковали предложенный проект. Члены Партии регионов задали вопрос о финансовом обосновании его выполнения. А коммунисты заявили, что закон в случае его принятия создаст привилегированные условия для одного национального меньшинства, что расколет крымское общество и приведет к дестабилизации ситуации на полуострове. В результате депутаты проголосовали за то, чтобы вернуть документ на доработку.
«Это решение было ожидаемым и неизбежным – законопроект действительно был направлен на защиту прав и интересов только одной национальной общины, без учета положения других. В таком виде он привел бы к перекосам, которые чреваты обострением ситуации», – пояснил «НГ» крымский политолог Андрей Мальгин. Он считает, что накануне годовщины депортации голосование депутатов в Киеве вызовет некоторое раздражение в среде крымских татар, но не приведет к акциям протеста: «Ситуацией воспользуется разве что внутренняя оппозиция в крымско-татарском движении, которая не преминет обвинить Меджлис в неспособности добиваться поставленных целей».
Оппозиционеры, представляющие разные общественные организации и объединившиеся в Крымско-татарский народный фронт, начали свои акции протеста, не дожидаясь голосования в Верховной Раде Украины. Со вторника несколько десятков человек заняли площадь Ленина в Симферополе, где сегодня должны состояться траурные мероприятия. Они потребовали от украинской власти немедленно принять закон об особой опеке государства над вернувшимися на родину крымскими татарами. Часть протестующих объявила голодовку. Лидеры Меджлиса сочли эту акцию провокацией, направленной на то, чтобы сорвать традиционный митинг.
Депутат крымского парламента от оппозиции Леонид Пилунский считает, что сама власть если не способствовала этой акции, то заинтересована в ней. «Делается все, чтобы уменьшить авторитет и влияние Меджлиса. Для этого была искусственно создана ручная оппозиция, которая не пользуется доверием рядовых граждан. Их акции охраняют милиционеры в бронежилетах», – сказал он «НГ». Пилунский уверен, что сегодня никаких крупных столкновений в Симферополе не будет: «На траурные мероприятия придут 25–35 тысяч людей. Что, они будут драться с двумя десятками так называемых оппозиционеров, которые сами не знают, чего хотят, выдвигают абсолютно невыполнимые требования? Пусть сидят себе – кому они нужны».
Он пояснил, почему считает власть заинтересованной в проведении такой акции: «Единственному крымскому телеканалу, намеревавшемуся вести прямую трансляцию митинга 18 мая, обрубили каналы связи. После чего ни один украинский телеканал не согласился предоставить коллегам передвижную станцию – словно сговорились. Премьер-министр Крыма Могилев срочно ушел на больничный». По мнению депутата, на сегодня готовятся некие события, к которым власть не хочет быть причастна, но которые создают условия для того, чтобы ослабить Меджлис и тем самым укрепить позиции Партии регионов: «Это попытка поставить Мустафу Джемилева на колени и вынудить Меджлис сотрудничать с властью».
Политолог Мальгин призвал не преувеличивать значение текущих событий. «Оппозиция в среде крымско-татарского движения существует давно – это не тайна. Есть люди, которые недовольны тем, как национальная бюрократия в лице Меджлиса решает проблемы крымских татар. Власть на эти процессы не влияет, я уверен. И, думаю, споры не зайдут так далеко, чтобы говорить о дестабилизации ситуации», – сказал он. Эксперт отметил, что ситуация в Крыму зависит от ситуации в Украине: если к осени, как прогнозируют некоторые политологи, люди выйдут на улицы, протестуя против социально-экономической политики команды Януковича, против произвола, против официальных результатов парламентских выборов, то эта волна затронет и автономию: «Но если все же сохранится стабильная, спокойная ситуация в Украине, то и у нас ничего не произойдет».
Киев