В Ашхабаде 18 апреля между правительствами Пакистана и Туркмении будет подписано соглашение по строительству газопровода Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ). Ранее аналогичные документы подписали Афганистан и Индия. Реализация проекта способна изменить обстановку в регионе: улучшится энергетическая ситуация в странах – участницах проекта, появятся новые рабочие места.
Около 20 лет понадобилось участникам проекта ТАПИ, чтобы договориться по ключевым вопросам и фактически приблизиться к его старту. Сегодня речь идет о конкретных объемах туркменского газа, ценах на него, а также создании консорциума, который возьмется за строительство газопровода.
Идея вывести туркменский газ на рынки Южной Азии стала обсуждаться еще в начале 90-х годов XX века. В 1993 году аргентинская кампания Bridas предложила проект под названием «Центральноазиатский газопровод». Затем американская Unocal возглавила созданный в 1996 году международный консорциум Cent-Gas. Но нестабильная ситуация в Афганистане не позволила приступить к реализации. За два десятилетия название проекта неоднократно – в зависимости от проявлявших к нему интерес государств и компаний – менялось, но он продолжал существовать только на бумаге. Перелом в ситуации наступил в 2010 году, когда в ходе майского визита президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Дели индийская сторона выразила заинтересованность в импорте газа. И уже в декабре 2010 года в Ашхабаде состоялся саммит глав четырех государств, на котором ТАПИ получил путевку в жизнь.
«Одним из ключевых моментов, который долгое время мешал реализации ТАПИ, является вопрос безопасности. Большая часть газопровода будет проложена по нестабильным районам Афганистана и Пакистана. Кабул и Исламабад уверяют других участников, что смогут защитить трубопровод от боевиков. Кабул готов выделить для охраны трубы 7 тыс. военнослужащих. Помимо этого власти ведут переговоры с полевыми командирами по вопросу сохранности трубопровода»,– сказал «НГ» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. По мнению эксперта, в охране газопровода Кабул надеется и на помощь, однако Вашингтон хоть и поддерживает идею реализации ТАПИ, конкретно пока ничего не предложил. Пакистан намерен сам охранять трубопровод. Вместе с этим не исключено, что для обеспечения безопасности будут привлечены и международные силы. Во всяком случае, Бердымухамедов продвигает в ООН инициативу по созданию международных механизмов и специального органа для обеспечения безопасного транзита энергоносителей на мировые рынки.
По будущей газовой магистрали Ашхабад на первом этапе планирует экспортировать 33 млрд. куб. м газа в год. И это не предел. В докладах туркменских экспертов отмечается, что в последующие 10 лет спрос на газ на рынках Индии и Пакистана может вырасти до 186 млрд. куб. м в год. «Из своих запасов Дели и Исламабад могут использовать до 100 миллиардов кубометров. Это означает, что в последующие 10 лет им придется импортировать 90 миллиардов кубометров туркменского газа для удовлетворения своих потребностей», – говорится в докладе.
Для подписания соглашения в Ашхабад 17–18 апреля прибудет делегация Пакистана во главе с федеральным министром нефти и природных ресурсов Асимом Хуссейном. По словам его секретаря Мохаммеда Чодри Эджаза, договор мог быть подписан еще в прошлом году, но возникли разногласия по ценам. Теперь участникам остается договориться о принципе формирования международного консорциума и финансировании проекта. Крупнейшие компании США и России проявили интерес к проекту ТАПИ. Итоговое соглашение планируется подписать на следующей встрече участников Трансафганского проекта 24 мая в Ашхабаде.
Индия и Пакистан хотели бы получить долю в совместной разработке газовых месторождений Галкыныш, откуда и начнут тянуть газопровод. ТАПИ стоимостью 10 млрд. долл., протяженностью 1735 км пройдет из Туркмении через афганские города Герат и Кандагар и завершит свой путь в населенном пункте Фазилка на границе Индии с Пакистаном. Первые поставки планируются на 2015 год.
Азиатское направление газового экспорта для Туркмении крайне важно. Поставки в Россию по ряду причин сокращаются, а страны ЕС планируют получать из Туркмении по Южному коридору не более 10–15 млрд. куб. м газа в год. С учетом мощностей уже действующих газопроводов – Туркмения–Китай, Туркмения–Иран – поставки по ТАПИ уже к концу этого десятилетия обеспечат экспорт более 90 млрд. куб. м газа в год.