Белорусам обещают зарплаты, как в России, но они не радуются.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вступление России в ВТО в условиях Единого таможенного пространства несет риски для белорусской экономики, признают в правительстве страны. Снижение таможенного тарифа ослабит позиции белорусских товаров на российском рынке, а через открытые границы в Россию утекут все квалифицированные кадры. Министр экономики Белоруссии Николай Снопков заявил, что удержать белорусов дома способно только повышение зарплаты как минимум в три раза к 2015 году.
В том, что вступление России в ВТО может обернуться проблемой для Белоруссии, признался представитель страны в Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский. Экс-глава правительства Белоруссии пожаловался, что Россия и Казахстан вели переговоры с ВТО в закрытом режиме, несмотря на то что ранее обещали отстаивать общие для таможенной «тройки» позиции. «К сожалению, сегодня мы стоим перед фактом, что они войдут в ВТО с пониженным таможенным тарифом», – сказал Сидорский. Из его слов следовало, что Белоруссия рассчитывает на некую компенсацию возможных потерь. «Мы видим, что Минэкономразвития России активно стало работать над компенсационным механизмом. Главное, чтобы эти механизмы были доступны не только для субъектов хозяйствования Российской Федерации, но и Белоруссии и Казахстана», – отметил Сергей Сидорский. По его мнению, национальные правительства должны срочно приступить к обсуждению этих компенсационных механизмов.
Напомним, что ранее белорусские официальные лица, высказываясь на тему возможных угроз вступления России в ВТО, утверждали, что таможенные тарифы ЕЭП обсуждались уже после того, как Россия согласовала их с ВТО. Из чего следовало, что никаких рисков для Белоруссии в этом нет. Независимые эксперты и представители бизнеса, правда, этот оптимизм не разделяли никогда. По оценкам специалистов исследовательского центра Института приватизации и менеджмента, угроза существует в первую очередь для таких отраслей, как сельхозмашиностроение, пищевая и легкая промышленность. В частности, средневзвешенный таможенный тариф по промышленной продукции снизится с 9,5% до 7,3%, а по сельскохозяйственной – с 13,3% до 10,8%. «У наших предприятий есть серьезный запас рентабельности», – заявляли в ответ на предупреждения экспертов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии.
Сами субъекты хозяйствования и их объединения тревогу били уже давно. Понимая, что их мнение никак не повлияет на политическое решение действующей власти вступить сначала в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, а затем и в Единое экономическое пространство, они просили правительство хотя бы ослабить административную хватку. Став более мобильными и свободными в принятии решений, они бы повысили свои шансы выдержать усиливающуюся конкуренцию. Пока власти этих просьб не услышали.
Николай Снопков обратил внимание еще на одну проблему, которую тянет за собой вступление в ЕЭП и которая уже проявилась, – отток кадров из Белоруссии из-за более низких зарплат. По словам Снопкова, удержать местных специалистов удастся, если довести зарплату хотя бы до 80% от сложившейся в сопредельных государствах. В частности, по его данным, средняя зарплата в России к 2015 году должна составить 1300 долл. в эквиваленте по оптимистичному сценарию и 900 долл. – по пессимистичному. Даже если исходить из второго варианта, Белоруссии требуется трехкратное повышение зарплаты. В то же время эксперты, как международные в лице МВФ, так и местные, утверждают, что условий для роста доходов белорусов в настоящее время нет, а искусственное надувание зарплаты, как это было перед выборами, чревато новым витком инфляции и девальвации. Об этом, кстати, вчера говорил и президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Наблюдаю в последнее время, что люди и трудовые коллективы все больше поднимают вопрос о повышении заработной платы», – рассказал он. «Мы же железно договорились: есть рост производительности труда, рост продаж – пожалуйста, поднимайте зарплату и платите, нет этой производительности – нет зарплаты», – заявил президент. По словам Лукашенко, отступление от этой логики чревато повторением того «финансово-экономического кризиса, который прошелся по нам».
Напомним, что единственный, но весьма существенный плюс от участия в ЕЭП в среднесрочной перспективе – это низкие цены на энергоносители. Однако эксперты предупреждают, что если Белоруссия не приступит к реформам, не откажется от директивного управления экономикой и гонки ВВП любой ценой, то этот плюс станет минусом, так как усилит зависимость от России. Последние планы белорусского правительства не дают оснований думать, что оно намерено корректировать свою экономическую политику.
Минск