Воздушный аспект российско-белорусских отношений продолжает оставаться неясным.
Фото РИА Новости
На этой неделе в Минске ждут освобождения политзаключенных и возвращения европейских послов, что должно означать возобновление диалога с Брюсселем. Авиационные ведомства страны рассчитывают на сохранение авиасообщения между Белоруссией и Россией. Интересно, что эксперты при этом видят связь между активизацией Белоруссии на европейском направлении и авиационным конфликтом с Россией.
В конце минувшей недели официальный Минск трижды сказал Брюсселю, что желает прекратить дальнейшую эскалацию конфликта. Сначала выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко. В ходе совещания по вопросам внешней политики он дал понять, что готов выполнить главное условие для возобновления диалога с ЕС – освободить политзаключенных.
«В отношении тех, кто попросил о помиловании, в ближайшее время я рассмотрю эти вопросы», – сказал белорусский президент об оппозиционерах, находящихся в тюрьмах, именуя их при этом «так называемыми политзаключенными». Правда, белорусский президент, как всегда, пытался представить себя хозяином положения, а не человеком, вынужденным идти на уступки. «Мы не против нормализации с ними отношений, но безо всякого давления и шантажа», – уточнил Лукашенко. Для закрепления своей позиции диктующего условия, он предупредил Европу, что возможность возвращения послов стран ЕС в Минске будут рассматривать индивидуально. «Мы с министром иностранных дел договорились, что мы каждую страну и каждого посла будем персонально рассматривать, в плане возвращения в Беларусь», – сказал он.
Напомним, информация о возможном возвращении послов после Пасхи (Европа празднует ее в этом году 8 апреля) появилась неделю назад, со ссылкой на европейские источники. «НГ» тогда писала, что Минск, вероятнее всего, будет рассматривать такой шаг ЕС как капитуляцию. Попытка Лукашенко диктовать Европе условия перемирия подтверждает этот тезис. Правда, эксперты сочли заявления Лукашенко слишком самоуверенными. «Если сейчас Минск попытается делить послов стран ЕС на хороших и плохих, то никакой разрядки не выйдет», – считает политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, угроза избирательного подхода к послам ЕС «не более чем воинственная риторика», поскольку своим коллективным демаршем европейские дипломаты дали понять, что их позиция едина.
Вероятно, власти Белоруссии сочли, что такого обставленного условиями сигнала Брюсселю может показаться недостаточно, поэтому с пространным и более мягким разъяснением позиции Минска выступил министр иностранных дел Сергей Мартынов. «Мы не просили европейских послов отсюда уезжать», – оправдывался он. «Мы предлагали съездить на консультации двум конкретным послам... подразумевалось, может быть, на неделю… ответный шаг Евросоюза был явно непропорциональным», – пояснил министр. «Мы всегда прямо и открыто говорили о заинтересованности в дальнейшем развитии нормальных отношений… то, что сейчас происходит в наших отношениях с Европейским союзом, конечно, не устраивает Беларусь ни в каком отношении», – признался он.
В пятницу в диалог с Европой вступил глава администрации Владимир Макей. Он рассказал Брюсселю, как можно добиться демократизации Белоруссии. Только не методом санкций, заявил Макей и в качестве желательного для Минска развития событий вспомнил ситуацию накануне президентских выборов. «Тогда, помните, был разгул демократии, при администрации (президента. – «НГ») действовал общественно-консультативный совет, минский форум был своего неформальной площадкой общественно-государственного диалога, шел конкретный предметный разговор о совершенствовании белорусского законодательства в духе европейских ценностей… Мы готовы учиться на передовом опыте», – заверял Макей явно не белорусских телезрителей. Из его слов следовало, что к сворачиванию этого продуктивного диалога привели введенные ЕС санкции, а его возвращение будет возможным, если очередное заседание Совета ЕС, которое состоится в конце апреля, не будет содержать контрпродуктивных для Белоруссии решений. «Мы готовы к тому, чтобы начать нормальный, спокойный диалог. Взаимопонимание, думаю, будет достигнуто очень быстро. Решение ЕС, если будет принято в духе диалога, станет отличным фоном для возврата послов ЕС в Беларусь», – обрисовал ход развития событий глава администрации Лукашенко.
Лукашенко «фактически предлагает ЕС мир», считает Валерий Карбалевич. По мнению эксперта, глава белорусского государства больше всего боится, что страну все-таки лишат права провести чемпионат мира по хоккею в 2014 году. «Конгресс Международной хоккейной федерации, на котором будет рассмотрен этот вопрос, должен состояться в мае. Поэтому надо успеть разморозить отношения с ЕС, чтобы получить положительное решение», – полагает эксперт.
Еще один фактор, который вынуждает Минск идти на перемирие с Брюсселем, – отношения с Россией. Эксперты предупреждали, что после возвращения Путина в Кремль Москва начнет требовать от Лукашенко расчетов за внешнеполитическую и экономическую поддержку. В первую очередь в виде доступа на белорусский рынок и участия в приватизации. Эксперты полагали, что случится это не ранее осени, однако разразившаяся «воздушная война» дала понять, что отсрочки может и не быть. «Российско-белорусская «битва аэропланов» это не война авиакомпаний за зоны влияния на рынке – это война Лукашенко и Кремля, в которой Кремль объясняет механизм того, каким образом будет «наклонять» белорусского лидера, считает соратник экс-кандидата в президенты ныне политзаключенного Андрея Санникова Николай Халезин. «Кремль не планирует покупать «Белавиа» – он хочет забрать авиакомпанию за долги, и желательно вместе с еще десятком национальных компаний», – считает политик.
Судя по высказываниям представителей авиационных властей Белоруссии, такое же понимание сути конфликта и у официального Минска. «Такими действиями «Аэрофлот» стремится к захвату белорусского авиарынка», – высказался о причинах конфликта заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец. По его словам, именно «Аэрофлот» был инициатором письма, которое поступило из Минтранса РФ по ограничению полетов в региональные аэропорты России.
Напомним, что в минувший четверг Минтранс России предупредил своих белорусских коллег о том, что с 13 апреля «Белавиа» не может выполнять полеты ни в какие российские города, кроме Москвы. В настоящее время белорусы летают в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Калининград.
Стороны обвиняют друг друга в несоблюдении договоренностей и уверяют, что не намерены отступать от своих позиций. В Москве считают, что в ЕЭП не должно быть никаких ограничений, в Минске утверждают, что необходимо соблюдать паритет частоты полетов в соответствии с двусторонними договоренностями. «Белавиа» намерена оспорить запрет на полеты в российские регионы в Хозяйственном суде ЕЭП и продолжить выполнение рейсов», – заявил в эфире местного госканала глава компании Анатолий Гусаров. Ожидается, что переговоры о программе полетов продолжатся сегодня.
Минск