Алмазбек Атамбаев заверил Сергея Лаврова в том, что Россия для Киргизии – стратегический партнер.
Фото с официального сайта президента Кыргызской Республики
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обсудили вчера в Бишкеке вопросы российско-киргизских отношений. Особое внимание было уделено реализации проектов в гидроэнергетической, нефтегазовой и других сферах. Визит главы российского МИДа приурочен к 20-летию со дня установления дипломатических отношений, но проходит на фоне взаимных претензий сторон, заявленных в последние месяцы.
Президент Алмазбек Атамбаев, приветствуя Сергея Лаврова, выразил надежду, что после обсуждения ряда вопросов «отношения между Россией и Киргизией станут еще более близкими, еще более тесными и дружескими». «Для Кыргызстана Россия – стратегический партнер», – заявил Атамбаев. По мнению экспертов, глава Киргизии «пытается исправить ситуацию после ряда заявлений, сделанных им в ходе визита в Москву в конце февраля нынешнего года, когда он пожаловался на то, что Россия не платит за нахождение военных объектов в Киргизии». Кроме того, Атамбаев заявил о возможном скором закрытии российской авиабазы в Канте, которую, по действующему соглашению, Москва арендует до 2058 года. Бишкек также ранее выразил недовольство планами Москвы предоставить НАТО перевалочный пункт в Ульяновске и закрыть американский Центр транзитных перевозок в Бишкеке. Поэтому, полагают наблюдатели, Киргизия посчитала, что ее отсекают от выгодных контрактов с альянсом. Кроме того, Бишкек рассчитывал на новую финансовую помощь Москвы, которую так и не получил.
«Свой визит в Москву Атамбаев явно использовал во внутриполитических целях. Однако, не получив в российской столице денег, он, обидевшись, сделал неосторожные и непродуманные заявления. Сейчас пытается вернуть ситуацию в прежнее русло», – сказал «НГ» генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев. Впрочем, по его словам, Москва не заинтересована в каком-либо противостоянии с Бишкеком. Во-первых, у Киргизии сегодня нет реальной альтернативы России, считает эксперт. Во-вторых, несмотря на некоторые метания Атамбаева, внешнеполитические приоритеты Киргизии не изменились. «Никто из известных крупных игроков сегодня не может заменить Россию в области политических и экономических отношений, равно как и Москва не перестала видеть в Бишкеке важного союзника в регионе», – сказал Сергей Михеев.
Впрочем, киргизские эксперты убеждены, что не только Атамбаев, но и Кремль со своей стороны внес вклад в рост напряженности между двумя странами. В частности, в Бишкеке настаивают на выполнении ранее заключенных договоренностей от 2008–2009 годов, в противном случае в руководстве Киргизии грозят обратиться за помощью к Китаю.
В частности, речь идет о пересмотре договоров по строительству гидроэнергетических объектов: ГЭС Камбар-Ата-1 и каскада ГЭС в верховьях рек Сары-Жаз и Нарын. Согласно межправительственному договору от 2008 года, Россия в этот проект готова была вложить до 2 млрд. долл. в обмен на 50% акций будущих станций. Тогда же было образовано совместное российско-киргизское предприятие, представленное компаниями «Интер РАО ЕЭС» и АО «Электростанции». Но реализация проекта была остановлена заявлениями тогдашнего президента Курманбека Бакиева, который в обмен на кредиты обещал закрыть американскую военную базу «Манас».
Сегодня конъюнктура изменилась и Москва настаивает на передаче уже 75% акций. Побывавшая в Бишкеке в конце марта делегация российских энергетиков во главе с министром Сергеем Шматко предложила новые условия для реализации этих проектов. Политики и эксперты Киргизии заявили, что передача ГЭС Камбар-Ата-1 не отвечает национальным интересам республики и страна может потерять контроль над своими водными ресурсами, если большая часть акций окажется в руках инвесторов.
Тем не менее вчера министр иностранных дел Киргизии Руслан Казакбаев после встречи с главой внешнеполитического ведомства РФ Сергеем Лавровым заявил: «Мы ждем российских инвесторов в энергосекторе, в нефтегазовой промышленности. У нас есть договоренности, которые мы обсуждаем в последние годы». По его словам, «вопрос о строительстве гидроэнергостанции с участием России обсуждался на встречах министра иностранных дел России с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым». Стороны договорились, что уже в ближайшие дни будет подписана «дорожная карта», а после 15 апреля состоится очередной раунд киргизско-российских переговоров. «И тогда можно будет сказать, как дальше мы будем продвигаться. А пока же Киргизия ждет инвестиций от России», – подчеркнул министр иностранных дел Киргизии.
По мнению экспертов, если Киргизия действительно намерена построить ГЭС Камбар-Ата-1, то у страны есть два пути: или принять предложение России, или увеличить долю расходов в строительстве ГЭС, если страна желает сохранить за собой 50% акций. «В обмен на инвестиции надо уметь жертвовать активами», – отметил Сергей Михеев. По его словам, позиция российского бизнеса проста: деньги в обмен на контрольный пакет акций, с тем чтобы не быть зависимыми от власти. «Зависимость от власти оборачивается для российского бизнеса проблемами. Прецедент уже был с российской компанией «Мегаком». В гарантии местных властей никто уже не верит», – отметил российский эксперт. Что же касается заявлений местных чиновников, что если Бишкек и Москва не смогут договориться, то наиболее вероятным претендентом на киргизские энергоактивы будет Китай. По мнению Сергея Михеева, «проникновение Китая в киргизскую экономику возможно, но следует учитывать, что это повлечет за собой и проникновение Китая в политику, а самое главное – это демографическое проникновение, чего как раз и боятся киргизы».