Грузия пока безрезультатно добивается возвращения Крестовского монастыря в Иерусалиме.
Фото Reuters
В четверг в Женеве состоялся очередной раунд переговоров по превенции напряженности в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Помимо тематических вопросов делегация Грузии затронула проблему защиты памятников грузинской культуры на «оккупированных территориях» и участия в этом зарубежных организаций. Одновременно в Тбилиси парламентский комитет по международным отношениям разработал обращение к мировому сообществу по этому же вопросу.
Тревога Тбилиси за сохранность грузинских исторических памятников на территориях, вышедших из-под контроля автономий, связана с решением властей Абхазии начать масштабные реставрационные работы и превратить различные достопримечательности в привлекательные туристические объекты. На недавнем совещании президент Абхазии Александр Анкваб поручил разработать рекомендации по реставрации Бедийского, Моквского и других храмов, пришедших в упадок. «Сегодня есть возможность отреставрировать памятники историко-культурного наследия, и мы не должны ее упускать», – заявил Анкваб.
В Тбилиси намерения абхазских властей расценили как попытку уничтожения «грузинских следов в Абхазии» и «культурный геноцид». «Мы уже видели, к чему привела так называемая реставрация Илорского храма Святого Георгия, – уникальный памятник утратил первоначальный вид», – заявил представитель Национального агентства охраны культурного наследия Грузии Гиоргий Гагошидзе.
По его словам, на церкви установлен купол, характерный для российской архитектуры, стены храма окрашены в цвета, также традиционные для российских церквей, и при этом уничтожены грузинские надписи. «Если планы восстановить грузинские храмы будут реализованы, то к списку наследия грузинской культуры добавятся памятники, поврежденные до такой степени, что их будет невозможно выправить в будущем», – считает Гагошидзе, утверждающий, что затеянная в Сухуми реставрация «предусматривает уничтожение грузинских фресок и уникальных надписей». С подобными заявлениями выступили и другие тбилисские специалисты, а парламентский комитет по международным отношениям разработал обращение, в котором призывал мировое сообщество обратить внимание на варварское отношение к «культурному наследию на территории оккупированной Абхазии... чтобы оно не было уничтожено оккупантами и сепаратистами». Словом, между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Россией – с другой может разгореться заметный скандал по вопросам охраны исторических памятников.
Между тем Тбилиси еще не отошел от другого, связанного с Крестовым монастырем в Иерусалиме. Некоторое время назад светское руководство страны объявило, что ведет переговоры с Израилем по вопросам возвращения этого монастыря Грузии. При этом прозвучали намеки, мол, дело на мази. Но вскоре местную общественность озадачила Грузинская православная церковь (ГПЦ), в официальном заявлении объявившая, что понятия не имеет о переговорах, и выразила удивление тем, что такой важный вопрос обсуждается без участия ее представителей. Дальше – больше. Вначале представители Тель-Авива опровергли сообщения о переговорах, отметив, что Крестовый монастырь вообще-то является собственностью Иерусалимского Патриархата и разговаривать надо с ним. А позднее уже представители Иерусалимского Патриархата развели руками – никто к ним не обращался и ни о каких претензиях Грузии они не знают. В итоге, по сообщению некоторых грузинских СМИ, председателю парламента Давиду Бакрадзе пришлось извиняться перед сторонами, втянутыми в странную историю.
На фоне происходящего на второй план отошла эпопея со строительством мечети султана Азизие в Батуми. Тбилиси, удрученный плачевным состоянием грузинских церквей, находящихся в Турции, затеял переговоры с Анкарой на предмет их восстановления. Опять не поставив в известность ГПЦ, у которой свой взгляд на значимость оказавшихся в Турции храмов, и свой список их поочередного восстановления. В ответ турецкая сторона потребовала от Тбилиси восстановить и построить несколько мечетей в Грузии, в том числе и в Батуми. Согласно планам Анкары, в аджарской столице может появиться один из крупнейших в регионе мусульманских храмов.
Грузинское духовенство, часть оппозиции и общественности выступают категорически против строительства мечети Азизие. Однако, похоже, власти решили по-своему – по некоторым данным, под строительство уже выделена территория в центре Батуми. А Турция ждет решения по другим мечетям. По мнению наблюдателей, если аппетиты Анкары не будут удовлетворены, то еще большее охлаждение взаимоотношений станет неизбежным – турки весьма чувствительно относятся к религиозным вопросам.
Немало противоречий по аналогичным проблемам и у других субъектов региона. Нет ни одного государства (признанного или самопровозглашенного), у которого не было бы к другому претензий, касающихся принадлежности тех или иных памятников. В любой момент любой из спорных памятников может стать причиной эскалации напряженности на Южном Кавказе.