Виктор Янукович обсудил шансы Украины с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и главой Совета ЕС Херманом ван Ромпеем.
Фото с официального сайта президента Украины
Завтра в Брюсселе должно состояться парафирование соглашения об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе. Утверждение текста документа, частью которого является также соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, планировалось еще на 19 декабря прошлого года. Но состоявшийся в тот день в Киеве саммит завершился фактически обменом ультиматумами.
Европейские гости выразили тогда недовольство ситуацией с избирательным правосудием и преследованием лидеров оппозиции в Украине, а хозяева встречи ответили ссылкой на законодательство, запрещающее вмешиваться в деятельность судебной системы. Наконец затянувшаяся на более чем три месяца пауза будет прервана.
Сотрудники украинского МИДа отмечают, что парафирование – то есть утверждение каждой из полутора тысяч страниц текста документа, который пока нигде не был обнародован, – состоится завтра в Брюсселе. «К дате привязываться не имеет смысла – сама по себе она ничего не значит. Теоретически дата подписания может сместиться на день-два. Ведь в среду, 28 марта, в рамках саммита в Сеуле продолжились начатые днем ранее переговоры президента Януковича с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Подождем результатов», – сказал накануне «НГ» источник, близкий к МИДу.
Точно известно только то, что стороны решили не превращать парафирование в политическое событие, а ограничиться скромной технической процедурой. От Украины страницы соглашения заверит замминистра иностранных дел Павел Климкин, от имени ЕС выступит исполняющий директор Европейской службы внешней деятельности по вопросам России, Восточного партнерства и Западных Балкан Мирослав Лайчак.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко подтвердил «НГ», что речь идет о технической процедуре: «Парафирование означает, что переговоры полностью завершены, стороны согласовали позиции по всем пунктам и в документы не будут вноситься больше никакие существенные поправки. Но есть и другое измерение значимости этого этапа: нынешней команде украинских дипломатов удалось сделать то, чего не смогли даже Ющенко и Тимошенко, которых сейчас на Западе многие считают светочами демократии и противопоставляют действующей украинской власти. Одно дело – политические заявления и декларации, а другое – конкретные действия, приближающие Украину к Европе».
Примечательно, что по состоянию на вчера эксперты в Киеве не знали, как разрешился спорный вопрос с внесением в текст соглашений пункта о перспективе полноправного членства Украины в ЕС. На этом настаивал официальный Киев, что раздражало Брюссель. Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач сказал «НГ»: «Это касается преамбулы. Думаю, нашли компромиссную формулировку, которая обнадеживает украинскую сторону, но не возлагает обязательств на европейскую». Он считает, что Евросоюз решил провести отложенное парафирование текста соглашений, чтобы перебросить мяч на украинское поле: «Это сигнал и для власти, и для оппозиции, и для украинского общества. Евросоюз со своей стороны сделал все, чтобы ответить на евроинтеграционный запрос официального Киева. Теперь очередь за Украиной. И тут два варианта: либо власть выполнит требования партнера, приведя деятельность органов власти и внутреннюю политику в соответствие со стандартами Евросоюза. Либо придется сменить власть, если та окажется неспособной провести необходимые реформы. Это сигнал нам, украинцам».
Как известно, до сих пор центральным требованием европейских политиков был отказ Киева от практики избирательного правосудия, а также освобождение из тюрем лидеров оппозиции и предоставление им возможности участвовать в парламентских выборах в октябре. В конце января эти требования были изложены в специальной резолюции ПАСЕ по Украине. В феврале ПАСЕ выразила озабоченность тем, что украинская власть не отреагировала на предостережение, и пригрозила Киеву санкциями. В конце марта Верховная Рада рассмотрела резолюцию, согласившись выполнить ряд требований европейцев. Однако украинские депутаты фактически проигнорировали те пункты резолюции ПАСЕ, в которых шла речь о необходимости пересмотра сохранившегося с советских времен уголовно-процессуального законодательства таким образом, чтобы освободить Юлию Тимошенко и ее соратников.
На днях министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, отвечая на опубликованную в марте в газете New York Times статью пяти европейских коллег, которые обвинили Киев в дистанцировании от европейских норм и нарушении принципов, заявил: «Каким бы ни было решение суда, его нужно уважать. Обжаловать решение можно в судах высшей инстанции». Именно так поступают в Европе, подчеркнул Грищенко.
Хотя последние события стали еще одним свидетельством ухудшающихся отношений Украины и ЕС, однако Брюссель решил не откладывать парафирование соглашения с Киевом. Немецкий политолог Александр Рар пояснил газете «Сегодня»: «Причин тут несколько. Во-первых, Юлия Тимошенко – это не Андрей Сахаров, многие в Европе понимают, что ее бизнес-прошлое делает ее похожей скорее на Ходорковского. К тому же Украина сейчас распространяет много материалов на эту тему, и в Европе звучит немало голосов насчет того, что арест Тимошенко не может служить препятствием для евроинтеграции Украины, потому что в этом случае Украина без парашюта приземлится на российской территории. Во-вторых, многие в Европе хотят зоны свободной торговли с Украиной. Тут никакой политики – речь идет о чистом бизнесе. В-третьих, проект Nabucco уже практически умер, и сейчас в Европе много говорят о необходимости модернизации украинской газотранспортной системы, которая теперь становится критически важной для ЕС».
Однако заинтересованность партнера в Украине имеет свои границы и временные рамки, отметил Владимир Горбач. По его словам, Брюссель посмотрит, изменится ли что-либо после рассмотрения в мае кассации на дело Тимошенко. «Допускаю, что в отношении судьбы лидеров оппозиции требования ЕС к Украине могут быть смягчены. Но предстоящие парламентские выборы станут ключевым событием с точки зрения дальнейшего развития отношений», – сказал он.
Ранее руководители ЕС отмечали, что второй, политический этап евроинтеграции Украины, начинающийся с подписания документов, которые будут на днях парафированы, запланирован на время после выборов. Руководитель Международного института демократий Сергей Таран считает: «Даже если документы будут подписаны без проблем, соглашения потребуется еще ратифицировать в парламентах всех стран – членов ЕС». Поэтому сближение с Европой затянется как минимум на несколько лет.
Киев