Ираклий Аласания стал ярым оппонентом властей.
Фото Reuters
Политическая коалиция «Грузинская мечта» опротестовала итоги опроса, проведенного Национально-демократическим институтом (NDI) США в республике. В заявлении коалиции действия тбилисского офиса NDI названы контрпродуктивными в плане формирования конкурентной политической среды в преддверии осенних парламентских выборов. Оппозиция считает, что власти готовят почву для их фальсификации.
Критика «Грузинской мечты», созданной, напомним, миллиардером Бидзиной (Борисом) Иванишвили, коснулась и деятельности подконтрольных властям СМИ. Оппозиционеры считают, что они обнародовали лишь те данные проведенного исследования, которые играют на руку властям, и, наоборот, не стали упоминать те плюсы оппозиции, которые тенденциозно проводившие опрос сотрудники NDI якобы просто не могли скрыть.
Сомнения в результатах опроса выразили и другие оппозиционные силы, не входящие в «Грузинскую мечту». По мнению некоторых из них, налицо политический заказ правящего «Национального движения». Известные громкими заявлениями лейбористы вызвавший скандал опрос назвали «плодом договоренности Саакашвили и Обамы во время их недавней встречи в Вашингтоне».
Картина по ряду пунктов действительно получилась неоднозначной. Самый высокий рейтинг в плане доверия ожидаемо оказался у Католикоса-Патриарха Илии Второго. За ним в порядке убывания расположились глава МВД Вано Мерабишвили, мэр Тбилиси Гиги Угулава, президент страны Михаил Саакашвили, спикер парламента Давид Бакрадзе и другие представители власти. Лучший результат среди оппозиционеров у Иванишвили – он на 10-м месте, а у его соратника, экс-посла в ООН Ираклия Аласании – 14-е место. При этом выяснилось, что будущим президентом (выборы состоятся в 2013 году, отрабатывающий второй срок Саакашвили, согласно Конституции, участвовать в них не сможет) около 30% опрошенных хотят видеть кандидата от «Нацдвижения». За иные варианты высказалось смехотворно малое количество респондентов. А особенно покоробили оппозицию партийные рейтинги: у правящих «националов» более 40%, у «мечтателей» – 11%, у других около 5% и меньше. Пресс-спикер «Грузинской мечты» Майя Панджикидзе назвала эти цифры нереальными. Лидер лейбористов Шалва Нателашвили заявил, что комментировать абсурд не будет. Зато представители власти ничего странного в результатах NDI не нашли.
Разделились мнения и в экспертной среде. Близкий к властям политолог Гия Нодия, недавно работавший министром образования, лидерство «Нацдвижения» назвал результатом действий... «Грузинской мечты». По его мнению, надежды общества, связанные с Иванишвили, не оправдываются. «Деятельность (политическая. – «НГ») бизнесмена и его коалиции вызвала определенное разочарование среди населения. Безоговорочное лидерство правящей партии обусловлено этим», – считает Нодия.
В противовес бывший советник президентов Шеварднадзе и Саакашвили профессор Рамаз Сакварелидзе заявил журналистам, что «исследование NDI служит определенным политическим интересам». «Если собрать количество ответов, то получим странную картину. Например, вопрос, касающийся выборов. Показатели такие: «Нацдвижение» – 47%, «Мечта» – 12%, христиан-демократы – 3%. Куда делись остальные 40%? Я думаю, что это те респонденты, которые либо воздержались от ответа, либо еще не приняли решение. Как правило, так себя ведут оппозиционно настроенные люди», – заявил профессор Сакварелидзе.
Неоднозначные результаты опроса NDI нашли отражение у многочисленных грузинских пользователей Facebook. Обсуждения показывают раскол в обществе на сторонников и противников власти. Оппозиционно настроенные люди уверены, что «националы» готовят почву для фальсификации парламентских выборов. Наиболее радикальные из них призывают к неким активным действиям, уверяя, что «надо наконец всем осознать, что они так просто через выборы не уйдут», и напоминают об обращении Ираклия Аласании в Совет национальной безопасности и о циничном ответе Совбеза.
«НГ» уже писала о том, что экс-представитель Грузии в ООН на брифинге обвинил власти в создании военизированных формирований в Мегрелии – западном регионе страны. По мнению Аласании, эти отряды власти собираются использовать против оппозиции, если результаты выборов их не удовлетворят, что приведет к гражданской войне. Он передал в Совбез списки членов формирований и призвал принять меры. Однако получил встречные обвинения в желании повысить популярность и рейтинг, а вооруженные отряды, которые он видел в Мегрелии, или о которых его проинформировали, – это резервисты, проходящие сборы, либо действующие сотрудники Министерства обороны, полиции и иных силовых структур. В те же дни в этом регионе были арестованы оппозиционные активисты по обвинению в бытовых преступлениях и сопротивлении полиции. В грузинском обществе полагают, что полиция взяла именно информаторов Аласании. Причем один из них незадолго до задержания распространил в Интернете видеообращение, в котором объявил о готовящемся аресте. Экс-госминистр по урегулированию конфликтов Гога Хаиндрава происходящее в Мегрелии назвал «террором властей против своего населения». «Но недолго им осталось», – заявил Хаиндрава в телепередаче студии «Объектив».
Так или иначе, но возникает вопрос, для чего властям, в подчинении которых по меньшей мере отлаженные и беспрекословно выполняющие любые приказания структуры МВД, понадобились еще и некие нелегитимные отряды, существование которых они категорически отрицают? Если же прав все-таки Аласания, то происходящее может свидетельствовать об одном: режим перестал быть монолитным, признаков чего пока нет, а в самых верхах кто-то кому-то перестал доверять.