Дмитрию Рогозину придется теперь отвечать и за войну, и за мир – в Приднестровье.
Фото ИТАР-ТАСС
Кишинев высказал свое недовольство политикой Кремля в отношении Приднестровья. МИД Молдавии посоветовал президенту России согласовывать с молдавскими властями решения, связанные с непризнанной республикой, а гуманитарную помощь, предназначенную для поддержки приднестровцев, посылать не напрямую, а через Кишинев. Поводом для такого взрыва эмоций послужило назначение Дмитрия Рогозина спецпредставителем президента РФ в Приднестровье. В молдавской столице расценивают это как старт политики Владимира Путина на постсоветском пространстве.
«Рогозин – сильная фигура, и назначение его спецпредставителем президента России по Приднестровью для Кишинева стало сенсацией. Что это может означать? Будет ли Россия и дальше поддерживать статус-кво в Приднестровье или же Кремль решил развязать этот узел, принудив Кишинев к соглашению на условиях Москвы? Скорее всего второе. Иначе можно было бы назначить спецпредставителем кого-нибудь другого. Рогозин же, который уже проявил себя в Брюсселе, может «прогнуть» переговоры по урегулированию приднестровского конфликта, ведущиеся в формате «5 + 2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели. – «НГ»), под интересы России. И переговоры могут стать площадкой для торга по проблемам совсем не этого региона, а, скажем, Сирии, системам ПРО в Европе и т.д.» – так прокомментировал «НГ» ситуацию директор кишиневского Института общественной политики Аркадий Барбарошие. Несмотря на то, что указ о новой госфункции Рогозина подписал Дмитрий Медведев, эксперт связывает его с именем новоизбранного президента РФ Владимира Путина и его политикой в СНГ.
Назначение Рогозина стало неожиданностью для молдавских властей, говорится в распространенном в конце недели заявлении Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) республики. «Для нас стало сюрпризом решение российских властей. С одной стороны, это решение могло бы подтвердить важность, которую придает Российская Федерация процессу урегулирования приднестровского конфликта. С другой, этот шаг не был предварительно согласован с молдавскими властями», – подчеркивается в документе. МИД Молдавии отметил, что будет добиваться через дипломатические каналы соответствующих объяснений в связи с решением, которое «прямо затрагивает составную часть Республики Молдова».
Внешнеполитическое ведомство Молдавии также намерено потребовать объяснений в связи с выделением российской стороной помощи Приднестровью. Молдавский министр иностранных дел Юрий Лянкэ заявил в субботу в эфире одного из местных каналов, что финансовая помощь непризнанному Приднестровью от России должна передаваться через Кишинев. По словам Лянкэ, соответствующая позиция молдавских властей была доведена до министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Это было сделано после того, как информация о решении Совбеза РФ оказать помощь Приднестровью в размере 150 млн. долл. была опубликована в «НГ».
«Российским властям стоило заранее предупредить Кишинев о назначении Дмитрия Рогозина», – заявил в интервью Europa Libera вице-премьер, представитель Республики Молдова на переговорах по приднестровскому урегулированию Евгений Карпов. По его словам, МИДЕИ обратилось к послу РФ в Кишиневе с просьбой разъяснить ситуацию. По информации кишиневских СМИ, посла РФ вызвали в МИД, но он туда не пошел.
Кишиневу ответила не Москва, а Тирасполь. МИД Приднестровья отметил, что данное решение президента РФ в полной мере соответствует официальной позиции России как участника молдо-приднестровского урегулирования, направленной на защиту интересов более 160 тыс. граждан Российской Федерации, проживающих в регионе.
В самой Молдавии по поводу назначения Рогозина разгорелись настоящие страсти. «Де-юре Приднестровье – часть Молдавии, де-факто же... Любая гуманитарная или финансовая помощь – это всегда рычаг в руках тех, кто ее оказывает, для воздействия на тех, кому она оказывается. Наивно полагать, что Россия передаст этот рычаг из своих рук в руки Молдавии, чье руководство в последнее время весьма недружественно относится к РФ», – заметил политолог Сергей Назария.
«С Россией нужно работать. И уж ни в коем случае не плевать в ее сторону, что позволяют себе некоторые наши политики, находящиеся у власти. И назначение господина Рогозина, имеющего репутацию жесткого, бескомпромиссного политика, – недвусмысленный сигнал недоверия руководства Российской Федерации к нынешнему политическому бомонду Молдавии», – высказал свое мнение доктор философии, экс-посол Молдавии в Румынии (1994–2004) Эмил Чобу. «На территории соседней с Молдовой Румынии уже расположены четыре военные базы Североатлантического альянса. Может ли Россия оставаться равнодушной к этому? Неприкрытое ориентирование нашего военного ведомства на НАТО никак не может вызывать доверия к нашему руководству со стороны России. И это должны были предвидеть лидеры АЕИ (альянс «За европейскую интеграцию». – «НГ»). Потому мы имеем то, что имеем», – цитируют Чобу Vesti.md.
Российские миротворцы в Приднестровье пока остаются в регионе. Фото www.mil.ru |
«Назначение Дмитрия Рогозина свидетельствует о намерении Кремля повысить эффективность своей политики в регионе. В чем и как это скажется конкретно, думаю, мы увидим уже скоро. Пока можно говорить лишь об ожиданиях: для Тирасполя оптимистичных, а для Кишинева, наоборот, скорее мрачных», – заметил политолог Виктор Жосу.
Напомним, информация о возобновлении оказания помощи Приднестровью и назначении Рогозина куратором региона от Кремля была обнародована одновременно с избранием в Молдавии президента. Им стал Николае Тимофти, который главным приоритетом страны провозгласил интеграцию в ЕС и сближение с Румынией, главной задачей – вывод российских войск из Приднестровья и объяснил гражданам, что двигаться в Евразийский союз, куда зовет Москва, – значит идти назад: «Мы там уже побывали».
Между тем дискуссии идут и по поводу других спецпредставителей президента РФ – в Абхазии и Южной Осетии. МИД Грузии в официальным заявлении назвал этот шаг «высшим проявлением цинизма Москвы в отношении оккупированных грузинских регионов». В депутатских и экспертных кругах дали волю языку и фантазии и Александра Ткачева с Теймуразом Мамсуровым назвали генерал-губернаторами по аналогии с Российской империей и гауляйтерами, что в дополнительной расшифровке вряд ли нуждается. По превалирующему в экспертном сообществе мнению, назначение Москвой спецпредставителей в бывших грузинских автономиях свидетельствует не столько о недоверии местным властям, сколько о желании максимально усилить прямое влияние в регионе: «Ожидать иного, пока внешняя политика Тбилиси направлена на интеграцию с западными структурами, особенно с НАТО, не стоит – Россия обеспечит свое максимально возможное присутствие в Закавказье».
Конфликтолог Паата Закареишвили, рассуждая конкретно о назначении Ткачева, заметил, что «Россия пытается обеспечить полную интеграцию Абхазии в контексте Олимпиады в Сочи». «Этим решением Абхазия фактически вписывается в Краснодарский край, а Ткачев становится ее реальным правителем... О том же свидетельствует инициатива Ткачева о создании единого экономического пространства с Абхазией», – считает Закареишвили.
В противовес бывшей метрополии власти Абхазии и Южной Осетии в комментариях по вопросу получения кураторов не позволили себе ни малейших резкостей. Сдержанные настроения и у видных представителей общественности. В частности, бывший премьер-министр, экс-кандидат в президенты Абхазии Сергей Шамба в беседе с корреспондентом «НГ» призвал не рассматривать событие под углом ущемления суверенитета республики или тем более присоединения к России. «В трезвом уме никто этого делать не станет, да и нереально это. Для политического воздействия на Абхазию есть другие методы и Александр Ткачев не нужен. Его назначение спецпредставителем презиеднта РФ следует рассматривать исключительно в свете экономических связей Абхазии и Краснодарского края», – заявил «НГ» Шамба. По его словам, Краснодарский край – один из наиболее успешных в РФ, Абхазия всегда получала его помощь, и с новой должностью губернатора этого края стоит ожидать увеличения количества совместных бизнес-проектов, особенно в преддверии сочинской Олимпиады. «Если и проводить какие-то аналогии, то наиболее близкая – назначение представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, которому вменено обеспечить в регион приток инвестиций, реализовать различные проекты, словом, заняться в первую очередь экономическим развитием», – считает Сергей Шамба.
Югоосетинский владелец издания «Позиция» Ахсар Кочиев внимание акцентировал на персоне Теймураза Мамсурова, назвав его «непопулярным в республике политиком». «Оценки его назначения спецпредставителем президента России могут быть разные. Отмечу, что часть нашего общества относится к нему негативно. Это связано с тем, что в известный период противостояния Аллы Джиоевой с властями Южной Осетии Мамсуров запретил нашей оппозиции, лишенной возможности проводить здесь митинги, устраивать их в Северной Осетии. Таким образом он нарушил конституционное право этих людей, имеющих наряду с югоосетинским и российское гражданство и, стало быть, обладающих правом на публичное выражение мнения в пределах закона», – заявил «НГ» Кочиев. По его словам, вопрос присоединения или вхождения Южной Осетии в состав России, может быть, и связан с назначением Мамсурова, но тут надо четко определить интеграционный формат. Вхождение в состав России на правах субъекта Федерации, по словам Кочиева, вполне приемлемо, тогда как у присоединения к Северной Осетии вряд ли найдется много сторонников.
Сценарии вхождения Южной Осетии в состав РФ в целом не популярны у политической элиты республики. Например, из четырех кандидатов в президенты, выборы которого состоялись в воскресенье, за это высказывался лишь один, тогда как трое других претендентов в своих программах отстаивали идею суверенитета.