Евросоюз намерен вложить 1,3 млн. евро в делимитацию границ в Ферганской долине. ЕС также предоставит Киргизии, Таджикистану и Узбекистану спутниковые снимки пограничных районов. Местных специалистов обучат управлению оборудованием и передадут им GPS-приемники для определения точных координат и высот пограничных районов.
Проект Евросоюза является одной из многочисленных попыток ускорить процесс окончательного упорядочения границ среднеазиатских государств. За 20 лет независимости Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан провели десятки переговоров, пытаясь решить судьбу спорных участков границ. Наибольшим успехом может похвастаться Казахстан, практически закончивший юридические процедуры раздела.
Наиболее сложное положение с границами складывается в Ферганской долине и на киргизско-таджикской границе.
Ферганская долина получила свое прозвище «кипящий котел» из-за значительной перенаселенности (там проживает более 7 млн. человек) и недостатка ресурсов. Пограничные киргизско-узбекские и таджикско-узбекские инциденты происходят регулярно и порой заканчиваются гибелью людей. Нерешенной остается судьба 345 км узбекско-киргизской границы. Дополнительно осложняет ситуацию наличие узбекских анклавов Сох и Шахимардан на территории Киргизии и киргизского анклава Барак на территории Узбекистана. Население анклавов растет, территория – нет, что приводит к спорам между жителями соседних сел за доступ к воде и пастбищам.
Не добавляет оптимизма и состояние пограничной охраны. Таджикские и киргизские погранвойска хотя и рапортуют о готовности «защитить государственную границу от любого врага», но все же испытывают недостаток в личном составе, технике, оружии, горюче-смазочных материалах и пр. Прозрачность границ является одним из факторов риска для всех стран региона: через них практически бесконтрольно перемещаются наркотики, оружие, китайский ширпотреб и сомнительные личности.
При этом переговоры о разделе территории идут сложно и нередко – безрезультатно. В интервью киргизским СМИ председатель Госкомитета нацбезопасности Киргизии Шамиль Атаханов отметил: «Сотни километров остаются неописанными. Это создает огромные сложности при защите наших рубежей. Наиболее остро вопрос открытых границ стоит в Баткенской области. Тамошние анклавы серьезно влияют на криминогенную обстановку. Мы за последние полтора года провели около 30 встреч по этим проблемам с представителями Таджикистана. С мая 2011 года начался переговорный процесс и с Узбекистаном. Это щепетильный вопрос. Нужно выслушать мнения двух сторон. Каждая опирается на свои документы, предъявляет свои претензии».
Тревожная ситуация на среднеазиатских границах представляет опасность не только для стран региона, но и для России. Потоки наркотиков из Афганистана через Среднюю Азию идут именно к ней, не исключена и возможность проникновения вооруженных радикалов, что может привести в дестабилизации. Потушить возникший в таком случае пожар собственными силами ни Киргизия, ни Таджикистан не смогут.
Бишкек