В Белоруссии далеко не все верят в то, что казненные совершили теракт.
Фото Reuters
В Белоруссии скорбят по расстрелянным Владиславу Ковалеву и Дмитрию Коновалову, которые были приговорены к смертной казни за осуществление теракта в минском метро. К подъезду дома, где жил Ковалев, люди несут цветы и свечи. Его портрет был установлен у стены памяти жертв теракта, там тоже цветы и свечи. Представители спецслужб препятствуют проявлению сочувствия и солидарности со скорбящими родственниками.
Известие об исполнении приговора всколыхнуло местную и мировую общественность. Письмо Верховного суда, сообщающее об этом, мать одного из осужденных Любовь Ковалева достала из почтового ящика. В вечернем эфире государственного телевидения сообщили, что расстрелян и Дмитрий Коновалов, родственники которого с журналистами не общаются.
Напомним, что взрыв в минском метро прогремел 11 апреля минувшего года. Предполагаемых террористов нашли буквально через несколько дней. 15 сентября начался открытый суд над ними, а 30 ноября был оглашен смертный приговор. И в ходе суда, и после оглашения приговора эксперты высказывали сомнения по поводу доказанности вины молодых людей. Журналисты исписали немало страниц, указывая на нестыковки в доказательной базе. О давлении в ходе следствия на суде заявил Владислав Ковалев, который, кстати, обвинялся не в совершении теракта, а в недонесении. Вынесенный ему смертный приговор показался достаточно жестоким даже для сторонников жестких мер. Родственники Коновалова ситуацию никак не комментировали и со СМИ не общались. В то время как мать Ковалева отчаянно стучалась во все инстанции: обращалась и к президенту Александру Лукашенко, в парламент и Конституционный суд. Она направила жалобу в Комитет ООН по правам человека, выступала на сессии Европарламента в Страсбурге. В стране было собрано около 300 тыс. подписей против смертной казни Ковалева и Коновалова. Совет Европы, Европарламент, ООН призывали объявить мораторий на смертную казнь осужденных из-за противоречивости доказательств и с учетом общественного мнения.
Принять положительное решение мог только Александр Лукашенко, но 14 марта стало известно, что Ковалева и Коновалова он не помиловал. Недоверие к приговору со стороны общества объясняется еще и тем, что эксперты саму власть подозревали в причастности к теракту. Его масштабы, уровень подготовки и характер взрывчатого вещества давали основания подозревать, что его организацией занимались профессионалы, а не 25-летние парни. Местное население в большинстве своем соглашалось с тем, что Ковалев и Коновалов не являются террористами. Все до последнего надеялись, что они не будут казнены.
Осуждение и сожаление по поводу произошедшего уже высказали министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и глава ведомства канцлера Ангелы Меркель Рональд Пофалла. Президент Европарламента Мартин Шульц заявил: «Я потрясен сообщением о казни Владислава Ковалева в Беларуси. От имени Европейского парламента я выражаю соболезнования семье. Я глубоко сожалею, что белорусские власти не прислушались к неоднократным призывам к отказу от исполнения смертной казни от институтов ЕС и международных организаций по правам человека».
Помимо «средневекового характера наказания» местные эксперты обращают внимание на процессуальные нарушения. «Такое быстрое исполнение приговора возмутительно. Надзорная жалоба еще не рассматривалась, не рассматривалась и жалоба в Комитете по правам человека ООН», – говорит правозащитница Татьяна Ревяко. Она напоминает, что еще совсем недавно белорусские власти в комментарии к жалобе в Комитет по правам человека ООН сообщали, что она не может быть рассмотрена, поскольку не исчерпаны все национальные механизмы – надзорная жалоба и помилование. «Если они считают надзорную жалобу эффективным механизмом, то почему он не был использован?» – задается вопросом она.
Комментируя причины такого стремительного исполнения приговора, эксперты предполагают, что власть просто старается побыстрее избавиться от свидетелей. «Многие, кто имел отношение к этому процессу, хотят, чтобы быстрее расстреляли – и концы в воду, – считает правозащитник Гари Поганяйло. – Я думаю, что тот, от кого зависела судьба этих ребят, и особенно Ковалева, просто действует на волне жесткой конфронтации, критики и жестокого разговора с Западом».
Некоторые общественные деятели и журналисты заявили о том, что в смерти молодых людей виновата белорусская оппозиция. «Если бы оппозиция действительно хотела освобождения Ковалева, ей нужно было бы просто молчать, демонстрируя свою якобы незаинтересованность в исходе дела. А уже потом торжествовать. Несомненно, политизация призывов о помиловании сыграла решающую роль в отказе от помилования», – написал в своем блоге владелец информационного ресурса tut.by Юрий Зиссер. Журналист Сергей Сацук, известный в журналистской среде тем, что через принадлежащее ему издание силовики сливают нужную информацию, заявил, что оппозиция втянула мать Ковалева в «политическую игру, в которой уже не было места жизни ее сыну». Негативная реакция со стороны коллег вынудила Сацука ответить. «Я не писал такого, что наш президент пушистый и беленький. Наоборот, он мстительный и не прощает, когда кто-то против него воюет», – заявил он. «Расчетливому человеку не оставили ни одного повода для помилования, фактора, который бы ему был выгоднее. Помилование стало ему невыгодно – и он как расчетливый человек решил от него отказаться», – считает Сацук.
Отдельные высказывания официальных пропагандистов дают основания думать, что журналист не так уж и не прав, несмотря на возмущенные возгласы оппозиции. В одном из комментариев по поводу поездок Любови Ковалевой в ЕС государственные СМИ задавались вопросом: кто помог далекой от политики женщине попасть на сессию Европарламента? «Может быть, все-таки ей стоило стучаться в ту дверь, за которой принимается решение о судьбе ее сына, а не ездить по Европе», – намекал один из госпропагандистов на то, что женщине стоило молить о пощаде только Александра Лукашенко и не связываться с оппозицией.
Дипломатическая война с Европейским союзом, который высказывался и за введение моратория на смертную казнь, вполне могла подтолкнуть Лукашенко к столь резким шагам. Как уже отмечала «НГ», президент сознательно идет на обострение конфликта с ЕС: высланные послы, шантаж в связи с возможным расширением санкций (МИД Белоруссии заявил, что в этом случае вообще не желает видеть послов в Минске. – «НГ»), запрет на выезд за пределы Белоруссии представителям оппозиции и журналистам и, наконец, устрашающий акт казни.
Последние действия ЕС могут свидетельствовать о том, что Брюссель поддался на шантаж. Европарламент в минувший четверг отложил голосование по резолюции, предлагающей рассмотреть возможность введения точечных экономических санкций и перенос чемпионата мира по хоккею в 2014 году в другую страну. В пятницу еврокомиссар по внешней политике Кэтрин Эштон заявила о том, что послам ЕС стоит вернуться в Минск. Мнения экспертов, комментирующих действия Брюсселя, разделились. Одни считают, что ЕС пришел к выводу о неэффективности своей политики, другие – что изменения – результат тайных переговоров с Минском. Однако в любом случае выигрывает пока Лукашенко – он уже не только берет заложников, но и расправляется с ними.
Минск
Смертная казнь в мире
По состоянию на февраль 2011 года
В 58 странах (29%) смертная казнь предусмотрена законом и применяется на практике.
В 98 странах (50%) отменена.
В четырех странах (2%) сохраняется для особых ситуаций (война).
В 33 странах (11%) предусматривается при уголовных преступлениях, но не осуществлялась более 10 лет.
Применение смертной казни отдельными странами (по данным за 2010 год)
США – 46 случаев
Китай – 2000
Иран – более 252
Япония – 2
Саудовская Аравия – 27
Сирия – 17
Йемен – 53
Белоруссия – 2
Источник: Wikipedia.org.