Выборы в парламент Абхазии прошли в праздничной атмосфере, а главное – без нарушений.
Фото ИТАР-ТАСС
В субботу в Абхазии состоялись парламентские выборы. Однако победителей удалось выявить лишь в 13 избирательных округах. В остальных 22 округах, по предварительным данным ЦИКа, обнародованным в воскресенье днем, ни одному из кандидатов не удалось набрать более половины голосов избирателей. Если окончательные данные не изменят ситуации, через две недели в этих округах состоятся повторные выборы.
На 35 депутатских мандатов 10 марта претендовали 148 человек. То, что в большинстве избирательных округов не удалось выявить победителя, вероятно, можно объяснить недостаточной активностью избирателей. Как писала на прошлой неделе «НГ», население Абхазии устало от политики. Внеочередные напряженные выборы президента Абхазии, выборы в Госдуму РФ, выборы президента РФ, выборы местного парламента, и все это в течение полугода – это слишком много для такой небольшой республики, правом голоса в которой не обладают даже полных 150 тыс. человек.
Тем не менее в субботу, едва перевалило за полдень, председатель ЦИК Абхазии Батал Табагуа объявил выборы состоявшимися – к этому времени проголосовали около 30% избирателей, тогда, согласно законодательству, явочный порог для признания выборов состоявшимися определен на уровне 25%. Однако такой активности жителей Абхазии оказалось в конечном счете недостаточно для формирования нового высшего законодательного органа на ближайшие пять лет. Вполне возможно, что окончательные результаты внесут некоторые коррективы, но перевыборов в большинстве из 35 округов, очевидно, не избежать.
Прошедшие выборы в парламент Абхазии главным образом были примечательны тем, что стали первыми в условиях ограниченного признания суверенитета республики. За их ходом следили наблюдатели как из стран, признавших ее независимость, – России, Никарагуа, Венесуэлы, Южной Осетии и самопровозглашенных Приднестровья и Нагорного Карабаха, так и государств, отвергающих притязания абхазов на самостоятельность, – Италии, Франции, Латвии.
Особняком в этом ряду стояло островное государство Тувалу. В Абхазию прибыл его премьер-министр Вилли Телави. С одной стороны, он вроде мониторил выборы, но статуса наблюдателя у него не было – возможно, из-за высокого государственного ранга. Впрочем, Вилли Телави, добиравшийся до Сухума через Москву, где в одной из клиник оставил простудившуюся супругу, даром времени не терял и подписал с местным руководством соглашение о безвизовом режиме между Тувалу и Абхазией. Конечно, трудно предположить, насколько эффективным окажется договор в практической плоскости, но моральная поддержка далекого острова, не так давно признавшего независимость Абхазии, налицо.
Наблюдатели единогласно подчеркнули высокий уровень проведения выборов и их соответствие международным стандартам. В целом для образований, объявивших о своей независимости, в избирательных процессах характерны минимальное количество нарушений и решимость следовать демократическим традициям – этим они пытаются доказать международному сообществу обоснованность своих государственных амбиций. Подавляющая часть сообщества такие выборы не признает, но отсутствие серьезных нарушений, их прозрачность и чистоту не заметить не может.
Так, депутат Европарламента Бела Ковач, посетивший в субботу все 35 избирательных округов Абхазии, заявил журналистам, что «никаких нарушений выявлено не было». «Выборы прошли прозрачно, в соответствии с законом о выборах демократической республики... Присутствие на избирательных участках представителей общественных организаций в качестве наблюдателей подтверждает прозрачность и демократичность выборов... Ни в одной из европейских стран нет такой практики», – объявил Бела Ковач, попутно отметив качественную работу ЦИК Абхазии.