Заявление главы Совбеза Украины Андрея Клюева вызвало неоднозначную реакцию.
Фото РИА Новости
Украина не исключает в будущем полноправного членства в Таможенном союзе. Такое заявление впервые сделал высокопоставленный украинский чиновник – секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андрей Клюев. Он уточнил, что приоритетным вектором внешней политики Киева остается евроинтеграция, но призвал не противопоставлять этот процесс развитию сотрудничества в рамках СНГ.
Сенсационные заявления украинского чиновника прозвучали в Брюсселе, где в эти дни проходят политические консультации на тему «Украина–ЕС: продвижение вперед». Клюев пояснил европейским собеседникам: «Хочу еще раз подтвердить намерение развивать сотрудничество с Таможенным союзом в формате «3+1». Такой формат не исключает полноправного членства нашего государства в этом объединении».
Сославшись на европейских экспертов, он сказал, что это не будет противоречить евроинтеграционным процессам, которые остаются приоритетными для Киева. При этом секретарь СНБО дипломатично намекнул на чрезвычайно высокую планку требований, предъявляемых Брюсселем к украинской власти: «Любые интеграционные процессы не бывают простыми, особенно когда речь идет о полной трансформации общественно-политической и экономической системы государства, адаптации ее под новые стандарты и требования».
Как известно, на 19 декабря прошлого года планировалось парафирование принципиально важных в контексте украинской евроинтеграции документов – в частности, текстов соглашений о создании зоны свободной торговли и об ассоциированном членстве Украины в ЕС. Однако этот вопрос был отложен – на фоне претензий европейцев к украинской власти из-за уголовного преследования лидеров оппозиции. Политическое давление на Киев нарастало на фоне усложнения экономических проблем в отношениях с Россией. Причем российская сторона регулярно напоминает Киеву о давно предложенном простом способе решения проблем – путем вступления в Таможенный союз. Побывавший на прошлой неделе в украинской столице спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин заявил, что членство в ТС позволило бы покупать газ по внутренним российским ценам, и добавил: «Если говорить об интегральном эффекте для стран – членов Таможенного союза, то за 20 лет он для трех стран (России, Белоруссии и Казахстана. – «НГ») составит 900 миллиардов долларов США. А если Украина присоединится, то этот эффект составит 1 триллион 100 миллиардов долларов».
В Киеве, как и раньше, с недоверием относятся к подобным перспективам. Эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что радужные обещания – только наживка: «Украина выиграет в краткосрочной перспективе, но проиграет в будущем». Он объяснил опасения украинской стороны тем, что Россия имеет решающий голос в Таможенном союзе и будет защищать в первую очередь свои интересы. Эксперт центра «Номос» Михаил Гончар обратил внимание «НГ», что Белоруссия, являясь членом ТС, получила только временное послабление в ценовой политике «Газпрома», да и то в обмен на сдачу стратегических газотранспортных активов. Украине, по его мнению, предлагается подобный сценарий, но окружение Януковича не желает делиться ни привлекательной собственностью, ни властью. Поэтому в Киеве решили выждать, предложив свой вариант сотрудничества с ТС.
Хотя украинская сторона еще летом направила в руководящие органы ТС свои предложения относительно формата сотрудничества «3+1», однако никакого ответа до сих пор нет. В сентябре президент Янукович возмутился, что партнеры идут напролом, не предполагая никакой альтернативы полноправному членству в ТС: «Если нам будет выгодно, мы вступим в Таможенный союз. Но так не приглашают в гости, как это делает сегодня Россия! Так приглашать некорректно и унизительно для нас». Он уточнил, что Киев хочет вначале присмотреться.
Исходя из этих обстоятельств, в Киеве не считают брюссельское заявление Клюева декларацией намерений, которые могут быть воплощены в ближайшем будущем. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что Андрей Клюев в Брюсселе сделал заявление в русле президентской линии: «Наше законодательство предполагает, что программные внешнеполитические декларации, определяющие вектор украинской политики, имеют право делать три должностных лица – президент, премьер-министр и министр иностранных дел. Секретарь СНБО – не самостоятельная фигура в этом смысле, он в рамках соответствующих полномочий реализует, а не формирует внешнюю политику страны», – пояснил эксперт «НГ». По мнению Балы, главный смысл заявления Клюева свелся к требованию не противопоставлять сотрудничество с ЕС и ТС: «Россия на сегодня является крупнейшим торговым и экономическим партнером Украины – это факт. И нам жизненно важно нормализовать отношения, чтобы прекратить практику торговых войн. В конце концов, в этом заинтересован и Евросоюз».
Одновременно Киев поставил европейцев перед выбором: если ЕС окончательно закроет дверь перед Украиной, найдутся другие, менее требовательные партнеры, предположил руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он отметил, что сразу же после заявления Клюева комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле сообщил: в течение месяца может состояться отложенное в декабре парафирование соглашений между Украиной и ЕС, а осенью возможно подписание этих документов. «Украинской стороне важно было знать сроки – они уже озвучены. Хотя это не отменяет других вариантов, ведь после подписания потребуется ратификация соглашений в парламентах всех стран – членов ЕС. Посмотрим, как будет развиваться ситуация – ничего исключить пока нельзя», – сказал Бондаренко.
Эксперт Института Горшенина Владимир Застава считает, что заявление Клюева только подтверждает: Украина по-прежнему заменяет внешнюю политику ситуативными маневрами. «Смысл в том, чтобы продержаться подольше, получая бонусы с обеих сторон – от ЕС и от РФ. Слова о возможном членстве в Таможенном союзе – это сигнал европейцам: да, мы такие, какие мы есть. Хотите – создавайте с Украиной зону свободной торговли (в которой Евросоюз крайне заинтересован), несмотря на судебные приговоры лидерам оппозиции. А на нет, как говорится, и суда нет. Ведь в противном случае Украине придется искать другой выход из ситуации: МВФ отказал Киеву в кредите, свободных денег на мировых рынках нет, конъюнктура для основных статей украинского экспорта ухудшается, газ дорожает┘ И на этом фоне Россия предлагает дешевые кредиты. Украина пока опасается, что политическая цена этих кредитов будет слишком высокой, а поэтому-то и продолжает маневрировать между партнерами», – сказал эксперт «НГ». Застава считает, что ситуация изменится к концу года: «Есть ряд объективных факторов, которые заставят официальный Киев определиться со стратегией внешней политики. Во-первых, ни у кого не вызывает сомнений жесткое отношение Владимира Путина к Украине – уступок ждать не стоит, давление будет только усиливаться. Во-вторых, у нас на октябрь запланированы парламентские выборы, исход которых зависит в том числе от экономической ситуации. В-третьих, Евросоюз, видимо, сделает свой ход – не может быть процесс евроинтеграции в вечно замороженном состоянии. Все эти и многие другие факторы позволят к концу года понять, в каком направлении будет двигаться Киев».
Киев