Президент Ильхам Алиев в любом проекте прежде всего отстаивает интересы Азербайджана.
Фото Reuters/РИА Новости
Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) в ближайшее время определится с маршрутом доставки газа со второй стадии разработки месторождения Шах-Дениз в Европу. Их несколько, но какому проекту будет отдано предпочтение, сказать трудно. Однако уже можно говорить о том, что из конкурентной борьбы выпал проект Nabucco. Во всяком случае, на это указывает старейшее в республике издание «Бакинский рабочий» («БР»), учредителем которого является управделами президента Азербайджана.
Анализируя появление в последнее время серии критических статей в западных изданиях об Азербайджане, в частности в немецком Spiegel, «БР» обращает внимание, что публикации удивительным образом совпали с некоторыми изменениями на энергетической карте Восточной Европы и Южного Кавказа.
Если быть точнее, чем пессимистичнее становились шансы на реализацию проекта Nabucco, тем жестче некоторые европейские медиа (и не только) пытались давить на Азербайджан. Что же произошло на самом деле?
Напомним, что изначально Nabucco рассматривался как проект газопровода, призванного открыть Европе доступ к богатым газовым ресурсам Центральной Азии. В качестве дополнительных источников назывались источники в Ираке, однако наиболее реальным считался газ со второй фазы месторождения Шах-Дениз. Азербайджанская сторона заявляла о готовности рассмотреть все предложения европейских партнеров относительно маршрутов, по которым этот газ будет экспортироваться в Старый Свет. Но при этом Баку неоднократно подчеркивал, что при изучении вопроса он ни на какие уступки в ущерб национальным интересам идти не собирается.
С 2002 года по сей день консорциум по строительству Nabucco так и не представил внятного плана, а также информации о том, кто будет финансировать строительство трубопровода, первоначальная стоимость которого составляет около 8 млрд. евро, а если верить оценке компании BP – до 14 млрд. евро.
Тем временем неспособность найти источники газа сочеталась с неспособностью найти финансы для строительства Nabucco. Европейские банки, которые должны были профинансировать около половины необходимой суммы, не спешили это делать в условиях отсутствия гарантированной ресурсной базы. Со второй половиной также возникли определенные проблемы. К тому же для реализации проекта поставок газа из Центральной Азии через Каспий и Азербайджан было необходимо больше, чем просто желание поставщиков, в том числе четкие политические гарантии безопасности, на которых настаивали и не дождались Баку и Ашхабад.
В итоге один из крупнейших участников консорциума – немецкая RWE заявила о том, что компания скорее всего выйдет из проекта по причине его дороговизны. В интервью The Wall Street Journal Deutschland гендиректор компании Юрген Гроссман признался, что основным приоритетом RWE теперь является получение доступа к газу, потратив на это как можно меньше денег. Заявление Гроссмана стало первым реальным сигналом со стороны одного из основателей Nabucco по поводу возможного отказа от проекта, призванного снизить зависимость Европы от российского газа за счет поставок топлива с Каспия.
В этих условиях для обеспечения доставки азербайджанского газа до границ Евросоюза 26 декабря 2011 года Азербайджан и Турция принимают решение о создании консорциума по строительству через территорию Турции Трансанатолийского трубопровода (TANAP) стоимостью в 7 млрд. евро и пропускной мощностью в 16 млрд. куб. м газа в год. TANAP будет строиться в рамках второй стадии проекта «Шах-Дениз» и на 80% будет принадлежать ГНКАР. Владетельницей оставшихся 20% станет турецкая компания BOTAS. Впоследствии мощность трубы может быть увеличена до 24 млрд. куб. м газа в год.
Неудивительно, что новость о строительстве TANAP в Европе восприняли как крест на перспективах Nabucco. Вне сомнений, на Западе, и в частности в Германии, где проект достаточно активно лоббировали некоторые представители политического истеблишмента, подобный поворот не мог не вызвать раздражения. С удивительной частотой в немецкой прессе замелькали критические статьи в адрес Азербайджана.
Комментируя сложившуюся ситуацию, заведующий отделом Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Ровшан Ибрагимов заявил «НГ»: «Прежде всего члены консорциума воспринимали проект Nabucco как чисто коммерческий и отказывались от помощи своих правительств. Как следствие, переговоры с правительствами Азербайджана и Туркменистана, для которых проект – геополитический, ни к чему не приводили. Эти страны не желали реализовывать Транскаспийский проект в двустороннем порядке: в данном случае пришлось бы столкнуться с Россией и Ираном, которые имеют собственные интересы на Каспии. Парадоксом является и желание членов консорциума, чтобы финансирование данного проекта (Транскаспийский трубопровод. – «НГ») осуществлялось правительствами Азербайджана и Туркменистана». По словам эксперта, подобные предложения звучат и сегодня, а отказ приводит к реакции, далекой от дружественной.
«Как бы ни рассматривали члены консорциума и их правительства данный проект, он все-таки остается геополитическим и требует ясного понимания баланса сил в регионе. Только благодаря открытой политической поддержке США стала возможна реализация проекта нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, чему так противились Россия и Иран», – заметил аналитик. По мнению Ибрагимова, в случае с Nabucco США не оказывали открытой поддержки проекту по причине иных приоритетов во внешней политике. Хотя и поздно, но, осознав реальность ситуации, место США пыталась занять Еврокомиссия. В январе 2011 года глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу посетил Баку и Ашхабад, пытаясь уверить всех в способности ЕС выступать в качестве регионального игрока. Однако данное заявление ни к чему не привело.
Внешняя и энергетическая политика все еще не являются предметом супранациональных отношений в ЕС и остаются на уровне межправительственных. Как следствие, национальные интересы стран – членов ЕС преобладают над общими. Та же Германия имеет тесные отношения с Россией, являющейся противником Nabucco. Обе страны сотрудничают в реализации газового трубопровода «Северный поток». Отсюда нежелание Германии активно участвовать в проекте и давление на Азербайджан в целях переложить на него политическую и финансовую ответственность.
По мнению эксперта, можно сделать вывод, что реализовать проект Nabucco невозможно, по крайней мере на данном этапе. Помимо указанных причин ключевым является и намерение правительств Азербайджана и Турции приступить к реализации проекта строительства Трансанатолийского трубопровода для транспортировки азербайджанского газа, считает эксперт.
Баку